:

Белинский. Горе от ума.
Atec Ноябрь 03 2007 18:50:36


Книга только для ознакомления



. Наше новейшее искусство, начатое Шекспиром и
Сервантесом, не есть ни классическое, потому что "мы не греки и не
римляне", и ни романтическое, потому что мы не рыцари и не трубадуры
средних веков. Как же его назвать? Новейшим. В чем его характер? В
примирении классического и романтического, в тождестве, а следственно, и в
различии от того и другого, как двух крайностей. Происходя исторически,
непосредственно от второго, наследовав всю глубину и обширность его
бесконечного содержания и обогатя его дальнейшим развитием христианской
жизни и приобретением нового знания, оно примирило богатство своего
романтического содержания с пластицизмом классической формы.
Теперь обратимся к смешной истории.
Очевидно, что классицизм, как его понимали французы и как он перешел
от них к нам, был псевдоклассицизм, столько же походивший на греческий,
сколько маркизы XVIII века походили на богов, царей и героев древней
Греции. Неспособные, по своему национальному духу, проникнуть в сущность
светлого мира древних греков, - они взяли нечто от внешних форм и думали,
что, введя в свою quasi 4] трагедию царей, наперсников и вестников, сделают
ее греческою. Христианский мир есть мир внутренний, духовный, субъективный,
в котором личность человека благородна и священна потому уже, что он
человек: вследствие этого в шекспировской драме шут короля Лира имеет такое
же право на свое место, как и сам Лир на свое; а в древней трагедии, как мы
уже заметили выше, могли иметь место только представители политического
общества, народа

Страница 15 из 115 < 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39
40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59
60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79
80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99
100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 >

: