:
Белинский. Горе от ума.
Atec Ноябрь 03 2007 18:50:36
Книга только для ознакомления
.
Романтический классик есть представитель эклектического примирения
классицизма с романтизмом, в котором кое-что удерживается из классицизма и
кое-что берется из романтизма. Разумеется, все дело тут вертится на
отвлеченных, внешних формах. При рассматривании поэтического произведения
первая задача классика - определить его род, и если его форма так странна,
дика и такая небывалая, что классик недоумевает о его роде, то объявляет
это сочинение вздорным и нелепым, хотя и не лишенным блесков таланта. Так
антипоэтический Вольтер отзывался о Шекспире. Особенно, в этом отношении,
для классиков хуже чумы те авторы, которые не выставляют на своих
сочинениях слов: поэма, трагедия, драма, комедия, водевиль, ода, эклога,
элегия и пр. Для них это просто убийство! Здесь классики очень сходны с
натуралистами: нашедши новый предмет из животного, растительного или
минерального царства, натуралист прежде всего хлопочет о роде и виде, и
если не узнает с раза ни того, ни другого, то старается подвести свою
находку под какой-нибудь известный род в качестве новооткрытого вида. Но
вот где и ужасная разница между классиками и натуралистами: если рода не
находится для новооткрытого предмета, а сам он не помещается в цепи системы
как род, то натуралист все-таки не исключает его из цепи созданий божиих,
но, тщательно описав его признаки, надеется, что впоследствии найдется для
него место; классик же, не думая долго, объявляет изящное произведение
вздором за то только, что оно не подходит под известные ему роды
произведений искусства
: