:
Белинский. Горе от ума.
Atec Ноябрь 03 2007 18:50:36
Книга только для ознакомления
. Портрет, чей бы он ни был, не может быть
художественным произведением, ибо он есть выражение частной, а не общей
идеи, которая одна способна явиться типически; но лицо, в котором бы,
например, всякий узнал скупого, есть идеал, как типическое выражение общей
родовой идеи скупости, которая заключает в себе возможность всех своих
случайных явлений; поэтому, как скоро она стала образом, то в этом образе
всякий видит портрет не какого-нибудь скупца, но портрет всякого
какого-нибудь скупца, хотя бы этот какой-нибудь и имел совершенно другие
черты лица.
Под словом "действительность" разумеется все, что есть, - мир видимый
и мир духовный, мир фактов и мир идей. Разум в сознании и разум в явлении -
словом, открывающийся самому себе дух есть действительность; тогда как все
частное, все случайное, все неразумное есть призрачность, как
противоположность действительности, как ее отрицание, как кажущееся, но не
сущее. Человек пьет, ест, одевается - это мир призраков, потому что в этом
нисколько не участвует дух его; человек чувствует, мыслит, сознает себя
органом, сосудом духа, конечною частностию общего и бесконечного - это мир
действительности. Человек служит царю и отечеству вследствие возвышенного
понятия о своих обязанностях к ним, вследствие желания быть орудием истины
и блага, вследствие сознания себя как части общества, своего кровного и
духовного родства с ним - это мир действительности
: