:

Белинский. Горе от ума.
Atec Ноябрь 03 2007 18:50:36


Книга только для ознакомления



. Но дело в том, что один служит истине для удовлетворения
потребности собственного духа, личного стремления к счастию; другой служит
ему невольно и бессознательно, думая служить себе. Так бродящий по полю
вол, споспешествуя плодородию земли, делает большую пользу: но кто же ему
поклонится за это, скажет спасибо, почувствует к нему уважение? А между тем
без таких волов общество было бы невозможно, и представить его без них
значило бы представить дом, построенный из камня на воздухе.
Действительность есть положительное жизни; призрачность - ее
отрицание. Но, будучи случайностию, призрачность делается необходимостию,
как уклонение от нормальности вследствие свободы человеческого духа. Так
здоровье необходимо условливает болезнь, свет - темноту. Целое заключает в
себе все свои возможности, и осуществление этих возможностей, как имеющее
свои причины, следовательно, свою разумность и необходимость, - есть
действительность. Если мы возьмем человека как явление разумности - идея
человека будет неполна: чтоб быть полною, она должна заключать в себе все
возможности, следовательно, и уклонение от нормальности, то есть падение. И
потому пустой, глупый человек, сухой эгоист есть призрак; но идея глупца,
эгоиста, подлеца есть действительность, как необходимая сторона духа, в
смысле его уклонения от нормальности.
Отсюда являются две стороны жизни - действительная, или разумная,
действительность как положение жизни и призрачная действительность как
отрицание жизни

Страница 33 из 115 < 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39
40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59
60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79
80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99
100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 >

: