:
Белинский. Горе от ума.
Atec Ноябрь 03 2007 18:50:36
Книга только для ознакомления
. Но дело в том, что один служит истине для удовлетворения
потребности собственного духа, личного стремления к счастию; другой служит
ему невольно и бессознательно, думая служить себе. Так бродящий по полю
вол, споспешествуя плодородию земли, делает большую пользу: но кто же ему
поклонится за это, скажет спасибо, почувствует к нему уважение? А между тем
без таких волов общество было бы невозможно, и представить его без них
значило бы представить дом, построенный из камня на воздухе.
Действительность есть положительное жизни; призрачность - ее
отрицание. Но, будучи случайностию, призрачность делается необходимостию,
как уклонение от нормальности вследствие свободы человеческого духа. Так
здоровье необходимо условливает болезнь, свет - темноту. Целое заключает в
себе все свои возможности, и осуществление этих возможностей, как имеющее
свои причины, следовательно, свою разумность и необходимость, - есть
действительность. Если мы возьмем человека как явление разумности - идея
человека будет неполна: чтоб быть полною, она должна заключать в себе все
возможности, следовательно, и уклонение от нормальности, то есть падение. И
потому пустой, глупый человек, сухой эгоист есть призрак; но идея глупца,
эгоиста, подлеца есть действительность, как необходимая сторона духа, в
смысле его уклонения от нормальности.
Отсюда являются две стороны жизни - действительная, или разумная,
действительность как положение жизни и призрачная действительность как
отрицание жизни
: