:

Белинский. Горе от ума.
Atec Ноябрь 03 2007 18:50:36


Книга только для ознакомления



. Эти две сферы
противоположны: в одной он господин самого себя, никому не отдающий отчета
в своих стремлениях и склонностях; в другой он весь в зависимости от
внешних отношений. Но так как этот объективный мир суть законы его же
собственного разума, только вне его осуществившиеся как явления; так как
этот объективный мир требует от него того же самого, чего и он требует для
себя от объективного мира, - то он и связан с ним неразрывными узами крови
и духа. Вследствие этих-то кровно-духовных уз нравственность выходит из
гармонии субъективного человека с объективным миром, и если та и другая
сторона позволяют ему предаться влечению сердца, нет столкновения, ни
борьбы, ни победы, ни падения, но есть одно светлое торжество счастия.
Когда же они расходятся, и одна влечет его в сторону, а другая в другую, -
является столкновение, и чем бы человек ни вышел из этой битвы -
побежденным или победителем, - для него нет уже полного счастия: он
застигнут судьбою. Если он увлекся влечением сердца и оскорбил нравственный
закон, из этого оскорбления вытекает, как необходимый результат, его
наказание, потому что отношения его к объективному миру тем глубже и
священнее, чем он больше человек. В собственной душе его корни
нравственного закона, и он сам свой судья и свое наказание: если бы борьба
и не разрешилась кровавою катастрофою, его блаженство уже отравлено, уже
неполно, потому что сознание его незаконности не только в людях,
показывающих на него пальцами, но в собственном его духе

Страница 45 из 115 < 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39
40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59
60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79
80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99
100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 >

: