:

Белинский. Горе от ума.
Atec Ноябрь 03 2007 18:50:36


Книга только для ознакомления



. Далее мы из "Ревизора"
разовьем подробно эту идею, а пока заметим мимоходом, что вследствие этого
взгляда на искусство Мольер - такой же художник, как Гомеров
Тирсис-красавец, и так же похож на Шекспира, как титулярный советник
Поприщин на Фердинанда VIII, короля испанского. Конечно, французы правы,
что ставят Мольера выше Корнеля и Расина: он действительно был человек с
большим талантом, с неистощимою живостию и остротою французского ума; он
истощил все богатство разговорного французского языка, воспользовался всею
его грациозною игривостию для выражения смешных противоречий; он подметил и
верно схватил многие черты своего времени. Но он велик в частностях, а не в
целом; но его действующие лица - не действительные существа, а карикатуры,
так же как его произведения - сатиры, а не комедии, так же как сам он поэт
местами, а не художник, который потому художник, что творит целое, стройное
здание, выросшее из одной идеи. Например, в его "Скупом" Гарпагон, конечно,
хорош, как мастерски написанная карикатура, но все другие лица - резонеры,
ходячие сентенции о том, что скупость есть порок; ни одно из них не живет
своею жизнию и для самого себя, но все придуманы, чтобы лучше оттенить
собою героя quasi-комедии. То же и в "Тартюфе": все лица присочинены для
главного, и сам Тартюф так нехитер, что мог обмануть только одного
человека, и то потому, что это один - пошлый дурак

Страница 62 из 115 < 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39
40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59
60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79
80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99
100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 >

: