:
Белинский. Горе от ума.
Atec Ноябрь 03 2007 18:50:36
Книга только для ознакомления
. У греков
родилось ваяние - с ними и умерло оно, потому что только у них совершенство
человеческой фигуры могло иметь такое мировое значение. Вот почему характер
самой поэзии греков есть пластичность образов, так что хочется ощупать
рукою этот волнистый, мраморный гекзаметр, который, излетев из уст,
становится перед глазами вашими отдельною статуею или движущеюся картиною.
Причина этого явления - уравновешение идеи с формою, из которых каждая
потеряла свою особность и которые слились в неразрывном тождестве уже, а не
единстве только. Далее, какое было содержание греческого искусства? Для
греков, как лишенных христианского откровения, была темная, мрачная сторона
жизни, которую они нарекли судьбою (fatum) и которая, как неотразимая,
враждебная сила, тяготела над самими богами. Но благородный, свободный грек
не преклонился, не пал перед этим страшным призраком, а в великодушной и
гордой борьбе с судьбою нашел свой выход и трагическим величием этой борьбы
просветлил мрачную сторону своей жизни; судьба могла лишить его счастия и
жизни, но не унизить его духа, могла сразить его, но не победить. Эта идея
мелькает еще и в "Илиаде", а в трагедиях является уже во всем блеске своего
царственного величия. Древний мир был мир внешний, объективный, в котором
всё значило общество и ничего не значил человек. Вот почему действующими
лицами в греческой трагедии могли быть только боги, полубоги, цари и герои
- представители общества, народа, а не частные лица
: