:

Белинский. Горе от ума.
Atec Ноябрь 03 2007 18:50:36


Книга только для ознакомления



.
Теперь у нас в литературе господствуют и борются два рода критики -
французская и немецкая. Первая смотрит на произведение с исторической точки
зрения, то есть объясняет его и произносит ему оценку вследствие разбора
его отношений к современному обществу и к частной жизни самого автора.
Известно, что французы увлекаются дневными интересами (les interets du
jour), и каждое литературное и поэтическое произведение у них есть решение
дневного вопроса (la question du jour), то есть того, о чем говорят нынче.
Немецкая критика смотрит на художественное произведение как на нечто
безусловное, в самом себе носящее свою причину, свое оправдание и свою
оценку, по мере того как оно выражает собою общие законы духа, явления
разума, и меряет его масштабом разумной мысли. Известно, что немцы мало
занимаются эфемерными интересами текущего дня, но сосредоточивают все свое
внимание на интересах общих, мировых, непреходящих. Всякому свое! Но и
французская критика имеет свое значение при рассматривании таких
произведений литературы, которые, имея большое влияние на общество, не
принадлежат к искусству, каковы, например, повести Карамзина, комедии
Фонвизина и т. п. Однако же решение вопроса: художественно или не
художественно то или другое произведение литературы - подлежит совсем не
французской, а немецкой критике, потому что решение такого вопроса
относится совсем не к истории, а к науке изящного, имеющей своим основанием
- законы изящного, выводимые из разумной мысли

Страница 93 из 115 < 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39
40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59
60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79
80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99
100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 >

: