:
Белинский. Горе от ума.
Atec Ноябрь 03 2007 18:50:36
Книга только для ознакомления
. Все
говорят, и никто ничего не делает. Конечно, в монологах действующих лиц
высказываются их характеры, но это высказывание в художественном
произведении должно происходить из его идеи и совершаться в действии. И в
"Ревизоре" каждое действующее лицо высказывает себя каждым своим словом, но
совсем не с целию высказываться, а принимая необходимое участие в ходе
пьесы. Каждое слово, сказанное каждым лицом, там относится или к ожиданию
ревизора, или к его присутствию в городе. Лицо ревизора есть источник, из
которого все выходит и в который все возвращается. И потому-то там каждое
слово на своем месте, каждое слово необходимо и не может быть ни изменено,
ни заменено другим. Оттого-то и комедия Гоголя представляет собою целое
художественное произведение, особный и замкнутый в самом себе мир и может
подлежать только рассмотрению немецкой, умозрительной критики, а отнюдь не
французской, исторической. Лица поэта нет в этом создании, и потому, чтобы
понять "Ревизора", нам совсем не нужно знать ни образа мыслей, ни
обстоятельств жизни его творца.
Чацкий решается допытаться от Софьи, кого она любит, Молчалина или
Скалозуба. Странное решение - к чему оно! Другое бы еще дело: допытаться,
любит ли она его. Что ему за радость узнать от нее, что она любит не
Молчалина, а Скалозуба или что она любит не Скалозуба, а Молчалина? Не все
же ли это равно для него? Да и стоит ли какого-нибудь внимания,
каких-нибудь хлопот девушка, которая могла полюбить Скалозуба или
Молчалина? Где же у Чацкого уважение к святому чувству любви, уважение к
самому себе? Какое же после этого может иметь значение его восклицание в
конце четвертого акта:
: