:

Один концерт в столетие
Март 22 2008 19:24:52
В Доме Пашкова звучала скрипка, которую последние 100 лет не слышала публика ни в России ни за её пределами. Инструмент, созданный почти 3 века назад великим мастером Джузеппе Гварнери всё это время находился в частной коллекции. Недавно за почти 3,5 миллиона долларов её купил российский меценат Максим Викторов. А возможность сыграть на ней доверили израильскому музыканту Пинхасу Цукерману.

В Доме Пашкова звучала скрипка, которую последние 100 лет не слышала публика ни в России ни за её пределами. Инструмент, созданный почти 3 века назад великим мастером Джузеппе Гварнери всё это время находился в частной коллекции. Недавно за почти 3,5 миллиона долларов её купил российский меценат Максим Викторов. А возможность сыграть на ней доверили израильскому музыканту Пинхасу Цукерману.

Ежегодно мессир дает один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей. — Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита. Тот волшебный бал начинался здесь в доме Пашкова. Оркестром управлял король вальсов Иоганн Штраус. А играли в нем только мировые знаменитости. За первым пультом — Анри Вьетан.

На этот бал-концерт гости съезжались, слетались — правда, не на метлах, как Маргарита, а все же пользуясь более обыденными видами транспорта. Хозяин торжества — нет, не Воланд — меценат и коллекционер Максим Викторов. Музыкант за первым пультом оркестра Пинхас Цукерман. Но играет он на скрипке того самого знаменитого виртуоза 19 века Анри Вьетана, о котором писал Булгаков.

«Эта скрипка, нет ее записей, нельзя купить диск. Но она 20 лет принадлежала Анри Вьетану», — говорит коллекционер Максим Викторов.

Инструмент работы Гварнери дель Джезу теперь так и называется — «Экс-Вьетан». Максим Викторов приобрел его 2 месяца назад на аукционе в Лондоне. За 3,5 миллиона долларов. Пинхас Цуккерман даже в гримерке не выпускает драгоценный инструмент из рук. Разогревает, холит и лелеет. Израильский виртуоз, обладатель двух премий «Грэмми», сам уже много лет играет на почти такой же скрипке, сестре «Экс-Вьетана».

«Эта скрипка напоминает молочный шоколад, а моя чуть темнее. Но они почти одного года. Моя — 1742, а эта 1741. В ней живет душа Гварнери», — рассказывает Пинхас Цукерман.

«Экс-Вьетан» молчал сто лет. Он был в коллекции крупного немецкого промышленника, и на нем никто не играл. Но, к радости владельца Максима Викторова и музыканта Пинхаса Цукермана, звучание от вынужденного забвения не пострадало.

«Смотрите, эта скрипка могла быть прототипом, на бумаге конечно, самолета-истребителя. Видите, она идет вверх, а не вниз. Этот феномен помогает звуку идти вверх», — говорит Пинхас Цукерман.

И Максим Викторов и Пинхас Цукерман в один голос уверяют, если б скрипка могла говорить, мы б услышали много чего интересного и не только о Гварнери и Анри Вьетане. Но в это мартовское полнолуние звучал только Моцарт.

: