:

В Дагестане обычай похищать невест осуждается, но продолжает процветать
Апрель 03 2008 22:34:35
Похищение невест на Кавказе считается традицией, прошедшей сквозь века. На эту тему написано немало произведений, а чего стоит одна только всенародно любимая комедия «Кавказская пленница»! Но на деле, это не такое уж безобидное явление, считают многие жители кавказских республик, в том числе Дагестана. Корреспондент ИА REGNUM обратился за комментариями к ученым, представителям правоохранительных органов и тем, кто оказался каким-либо образом причастен к этой проблеме.

Похищение невест на Кавказе считается традицией, прошедшей сквозь века. На эту тему написано немало произведений, а чего стоит одна только всенародно любимая комедия «Кавказская пленница»! Но на деле, это не такое уж безобидное явление, считают многие жители кавказских республик, в том числе Дагестана. Корреспондент ИА REGNUM обратился за комментариями к ученым, представителям правоохранительных органов и тем, кто оказался каким-либо образом причастен к этой проблеме.

По статистике прокуратуры Республики Дагестан, сказал старший помощник прокурора республики Гамлет Джамалжинов, за 2007 год в прокуратуру поступило 55 сообщений о похищении женщин, по которым возбуждено 17 уголовных дел, три дела направлены в суд, по трем — судебное рассмотрение приостановлено. Отказано в возбуждении дел по 38 заявлениям. За период с 2001 по 2006 год было похищено либо инсценировано похищение 181 девушки с целью женитьбы. Все похищенные были возвращены домой.

По словам Гамлета Джамалдинова, из практики правоохранительных органов известно, что очень часто уголовные дела возбуждаются по заявлениям родителей и при наличии оснований, свидетельствующих об имевшем место похищении. Впоследствии, как правило, девушка заявляет, что похищение было инсценировано, и она ушла из дома с похитителем добровольно и забирает свои заявления.

Наибольшее количество похищений девушек с целью женитьбы, по данным прокуратуры республики, приходится на Акушинский, Левашинский, Хасавюртовский и Бабаюртовский районы, а также город Хасавюрт. «Это одни и те же несколько населенных пунктов, в которых похищение невесты в глазах общественного мнения выглядит частью национальных обычаев, — комментирует старший помощник прокурора Дагестана. — А что касается ужесточения наказания за это преступление, мне кажется, ничего не изменится все по той же причине — девушки, вернувшись домой, отказываются заявлять на похитителей».

Еще год назад на совещании у президента Дагестана, посвященном проблеме похищения людей, прокурор республики Игорь Ткачев отметил, что при кажущейся безобидности, похищение девушек, особенно несовершеннолетнего возраста, является серьезным фактом попрания прав женщин и пережитком прошлого. Он призвал активизировать работу глав местного самоуправления, духовенства, всей общественности в целях профилактики подобного рода преступлений.

Историю вопроса осветил научный секретарь Института истории, археологии, этнографии Дагестанского научного центра РАН Руслан Сефербеков. «Похищение невесты как пережиток древней формы брака, сохранившийся до сих пор на Северном Кавказе — обычай исконный. Он существовал у всех народов, в том числе, и славян. У чеченцев и кабардинцев похищение невесты — обязательный элемент свадебного ритуала, без которого не обходится почти не один брак. При сватовстве отец как бы не соглашается отдавать свою дочь за молодого человека, жених понарошку “похищает” невесту. Ее семья “возмущается” и требует возместить моральный ущерб. Сторона жениха обычно выплачивает выкуп за невесту, и обе семьи играют веселую свадьбу. Но это ритуал, который происходит по обоюдному согласию сторон. И он практикуется далеко не у всех народов», — отметил Сефербеков.

«Обычно брачные отношения регулировались в Дагестане адатом (обычные правоотношения, сложившиеся с древности в том или ином джамаате). С приходом в Дагестан ислама адаты сосуществовали с шариатом, обе системы права применялись с одинаковым успехом, вплоть до образования Шамилем на территории Дагестана имамата. Он отменял адаты и вводил повсюду шариатское право. После окончания Кавказской войны все судопроизводство на территории республики велось по российским законам. Хотя вплоть до 1927 года здесь сохранялись шариатские суды, и известный деятель Алигаджи Акушинский был наркомом по шариатскому суду», — продолжил научный секретарь центра.

«Так вот, ни адаты, ни шариат не одобряли похищений женщин. Но эти своды законов и правил очень редко предписывали физическое наказание или смертную казнь, и не только за это преступление. Чаще всего, наказание назначалось имущественное: выплата штрафа скотом, ценностями или, допустим, разрушение дома обидчика. И конечно, старались примирить стороны», — пояснил Сефербеков.

В Дагестане сегодня тоже похищают невест, но чаще это происходит, (при условии, что девушка сама согласна стать женой «похитителя»), если не получено согласия родителей на брак. А если похищение происходит без ее согласия, да еще отягощенное насилием, — то это уже становится поводом для обращения в правоохранительные органы. Правда, нередки случаи, когда родители девушки впоследствии забирают заявление из милиции, если удается достичь договоренности о браке или по-иному решить вопрос. (Огласка всегда вредит репутации девушки и ее рода).

«В народе этот пережиток древности осуждается, потому что похищение дочери любым отцом воспринимается как оскорбление ему и своему тухуму (большая семья, род — прим. ИА). Похитителя, как правило, преследуют, это все сопряжено с конфликтом, который может окончиться и кровопролитием. Может перерасти в кровную месть, тянущуюся десятилетиями. А это все грозит дестабилизацией джамаата (сообщества), потому что во вражду волей неволей втягиваются не только родственники сторон», — добавил Руслан Сефербеков.

«Я резко отрицательно отношусь к похищениям “с целью женитьбы”. Это явление нужно пресекать на корню. В нашей семье недавно произошел такой случай, один негодяй похитил девушку — мою близкую родственницу, дело дошло до суда. У нее намечалась помолвка, был хороший жених. И за две недели до этого события ее на улице грубо схватили несколько “амбалов”, ударили и увезли. Девочке, просто, испортили жизнь. Мало того, что она пережила стресс и унижение, теперь на нее косо посматривают соседи. Возможно, ей даже придется уехать из маленького городка, где живет ее семья. Думаю, если ввести строгое наказание за похищение девушек, это может остановить часть похитителей. С другой стороны, ведь и существующие законы не освобождают от ответственности за похищение, если есть заявление пострадавшей. Правда, не всегда пострадавшая сторона хочет доводить дело до суда», — сказал чиновник Хан Муслимов.

«Я против похищений, это неправильно, но разве молодые спрашивают родителей! Мою дочь похитил молодой человек прямо с работы. Она работала продавцом в магазине, там много людей бывает, мой теперь уже бывший зять зашел, поговорил с ней один раз, выпросил номер телефона, а вечером на выходе из магазина затолкал ее с приятелем в машину и увез к себе домой. “Понравилась, говорит, хочу жениться”. Я когда узнала о том, что случилось, хотела ее забрать домой, пригрозила милицией, но его родители уговорили не спешить с решением. Да и дочь меня удивила, сказав, что согласна выйти за этого парня замуж. А ей всего-то девятнадцать исполнилось, какая семейная жизнь, только поступила в институт! Думала, отучу, сыграю хорошую свадьбу — все как положено, она ведь у меня одна! Муж ее оказался непутевым, да еще и наркоманом, пару раз дочку мою побил, она уходила от него. Он прощения приходит просить — она возвращается. В итоге, пожили они так полгода и совсем разбежались. Но не знаю, поможет ли ужесточение наказания? Ведь что делать молодым, которые действительно друг друга любят, а родители наотрез отказываются их поженить? Хоть родителям с их опытом виднее, но они не всегда правы. Это может привести иногда и к трагедии. А богатые все равно “отмажут” своих сыновей, которые воруют девочек», — считает предпринимательница Кизханум Мамедова.

По мнению главного специалиста комитета по делам религии Муртузали Якубова, такое в Дагестане происходит довольно часто, но ни один религиозный деятель не оправдывает этого явления. «Это ведь, по сути, насилие. В исламе нет ни одного пункта, — ни в Хадисах пророка, ни в шариатских законах — которые бы оправдывали насильственные действия с целью женитьбы. Да и вообще, любое насилие порицается исламом, в том числе, насильное насаждение религии», — прокомментировал Якубов.

«Конечно, на Кавказе есть регионы, где похищение невест — традиция, к которой окружающие относятся лояльно, в Чечне, например. Или бывают случаи, когда влюбленные, родители которых против их брака, договариваются и инсценируют похищение, в надежде, что родителям ничего не останется, как согласиться, чтобы соблюсти честь семьи. Но, я хочу заметить, что и в этом случае ислам не одобряет такого поведения. По мусульманским законам, женщина, впервые выходящая замуж, должна делать это строго с согласия родителей, которые также должны спросить дочь, согласна ли она стать женой, посватавшего ее человека. Даже ее, молчание, то есть невыражение отказа, расценивается как согласие», — добавил Якубов.

«Зачем осуждать за похищение невест? — говорит водитель Сайпулла Гаджиев. — Нет, конечно, если девушка совсем не хочет, а ее насильно воруют, то надо наказывать. Парни и сами знают, что за такое могут получить от родственников девушки. Но родители часто сами подталкивают молодых на этот шаг, не обращая внимание на их чувства. В наше время до сих пор пару своим детям они подбирают по собственным соображениям: чтобы были одной национальности, желательно, из одного района, а то и односельчане, соответствующего социального статуса, да и просто нравились родителям. Если сына еще могут спросить, какую девушку ему засватать, дочку иногда даже не спрашивают».

«Я свою жену-красавицу тоже похитил, — продолжает Гаджиев. — Мы разной национальности — она лезгинка, а я — лакец. Мы с ней жили почти три года, а ее родители обо мне и слышать не хотели, засватали ее за своего дальнего родственника, и она вроде не сопротивлялась. Тогда я собрал несколько своих друзей, приехал прямо на ее свадьбу на машине. Она как меня увидела, побежала ко мне, и я ее увез. Вот уже девять лет живем хорошо, родители давно простили, привыкли».

Как рассказал предприниматель Александр Зубаиров, его родители были против того, чтобы он женился на девушке, с которой встречался, хоть они и одной национальности.

«Она была из обычной семьи, а я учился только на втором курсе института. Тогда мы договорились с ней и уехали к моим родственникам в Краснодарский край. Ее родители не сразу простили нас, но в милицию заявлять не стали, а мои успокоились только тогда, когда увидели внука. Может, со стороны это и романтично, но у нас столько проблем было из-за того, что я свою жену украл. Пришлось бросить институт, денег не было. Спасибо, дядя поддержал, он и выступил посредником в урегулировании нашего конфликта. Лучше, конечно, обходиться без похищений, а как-то договариваться. А вот тех, кто похищает девушек для других целей, а потом оправдывается, когда к стенке припрут, мол, жениться хотел, надо наказывать построже. У многих из них сестры есть, пусть подумают, что бы они как братья сделали с такими “женихами”!», — добавил Зубаиров.

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, Государственная дума РФ в ходе пленарного заседания 2 апреля отказалась установить уголовную ответственность за похищение женщины с целью вступления в брак, отметив, что не исключена ситуация, когда для вступления в брак похищают мужчину. Законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ», которым предлагается похитителей жен сажать в тюрьму на три года, Госдума не поддержала. Автор инициативы — Народное собрание Республики Ингушетия — отмечает, что сейчас виновному в большинстве случаев удается избежать уголовной ответственности на основании примечания к статье 126 УК, согласно которому лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится состава преступления. Поэтому, утверждают авторы законопроекта, правоохранительные органы не могут привлекать похитителей к ответственности. Они также отмечают, что «потерпевшая сторона, не найдя защиты у государства, часто пытается своими силам возместить ущерб от нанесенного оскорбления, а именно так расценивается похищение женщины местными обычаями. Это создает реальную угрозу внесудебного разрешения конфликта, в результате чего могут пострадать невиновные».

: