:

Эндрю Кан: Британия — крупнейший инвестор в экономику России
Апрель 16 2008 21:01:11
Глава британского министерства по торговле и инвестициям Эндрю Кан, находящийся с официальным визитом в Москве, рассказал в интервью РИА Новости о современных тенденциях в развитии торгово-экономического сотрудничества между двумя странами.

Глава британского министерства по торговле и инвестициям Эндрю Кан, находящийся с официальным визитом в Москве, рассказал в интервью РИА Новости о современных тенденциях в развитии торгово-экономического сотрудничества между двумя странами.

За последние 5 лет объем двусторонней торговли между Россией и Великобританией увеличился более чем вдвое, достигнув 16,5 млрд. долл. Благодаря стабильному росту британских инвестиций в российскую экономику (26.3 млрд. долл.) Великобритания является в настоящее время крупнейшим иностранным инвестором в России. Согласно данным Министерства экономического развития и торговли РФ, в России сейчас работают около 400 британских компаний.

Глава британского министерства по торговле и инвестициям Эндрю Кан, находящийся с официальным визитом в Москве, рассказал в интервью РИА Новости о современных тенденциях в развитии торгово-экономического сотрудничества между двумя странами, об инвестиционной привлекательности российской экономики и о будущем двусторонних связей при новом президенте РФ.

— Как Вы оцениваете современное состояние торгово-экономических связей между Россией и Великобританией?

— Нынешний уровень британо-российских экономических отношений довольно высок. Торговые потоки стремительно увеличиваются в обоих направлениях. Налицо быстрый рост объема инвестиций и, в первую очередь, британских инвестиций в экономику России. Мне хотелось бы видеть больший объем российских инвестиций в Великобритании. В целом, я бы охарактеризовал двусторонние торгово-экономические отношения как очень хорошие. Конечно, они могли бы быть еще лучше, развиваться еще более быстрыми темпами. Некоторые наши конкуренты нас опережают, например, Германия. К сожалению, в последнее время мы стали свидетелями серьезного похолодания в отношениях на политическом уровне, но это, что примечательно, никак не повлияло на уровень торгово-экономического сотрудничества. Взаимодействие между нашими экономиками продолжает углубляться, и это не может не радовать. Хотелось бы надеяться, что двусторонние проблемы политического характера будут носить временный характер.

— Великобритания является крупнейшим иностранным инвестором в российскую экономику. Не могли бы Вы назвать ключевые секторы экономики, которые вызывают наибольший интерес у британских компаний в России?

— Это очень важный момент. Я бы хотел особенно подчеркнуть тот факт, что Британия инвестирует в Россию больше, чем любая другая страна в мире. Это доказывает нашу заинтересованность в России, нашу веру в российскую экономику, демонстрирует глобальный характер британских компаний. Что касается конкретных, ключевых секторов, то первое место занимает, конечно же, нефтегазовый сектор, являясь безусловным лидером. Наши основные инвестиции вкладываются такими компаниями, как Shell, BP, TNK-BP и еще рядом других, более мелких нефтяных компаний, именно в эту сферу. Мы сохраняем заинтересованность в дальнейшей совместной деятельности на нефтегазовом направлении, несмотря на все проблемы, которые имели место. Например, у компании Shell с проектом «Сахалин», или совсем недавно у компании TNK-BP. Однако эти компании остались преданными российскому рынку и продолжают свою деятельность в российском нефтегазовом секторе. Есть также много других сфер, где мы, на мой взгляд, могли бы сотрудничать. Например, в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Исключительно важной задачей является развитие инфраструктуры. Мне кажется, что России необходимо вкладывать значительные средства в развитие своей инфраструктуры. Это касается улучшения инфраструктуры, необходимой при производстве и распределении электроэнергии, модернизации железных дорог, других путей сообщения. Здесь мы могли бы успешно взаимодействовать. Интересной и перспективной сферой является и водоиспользование. Великобритания обладает огромным опытом в управлении водными ресурсами, и я уверен в том, что доступ к водным ресурсам, их рациональное использование, а также дальнейшее управление сточными водами станет одной из ключевых проблем в ближайшие десятилетия. И мы можем помочь России в этом. Таким образом, существует достаточно много сфер, где мы могли бы сотрудничать. Я также хотел бы отметить возможности сотрудничества в области образования. В Британии находятся лучшие в мире университеты, и мы всегда рады российским студентам.

— Когда-то иностранные инвесторы считали российскую экономику ненадежной, а политическую ситуацию в стране нестабильной. Изменилось ли что-то сейчас? Считают ли британские инвесторы и предприниматели Россию надежным партнером или же у них все еще сохраняются стереотипы, которые довольно распространены на Западе?

— Некоторые стереотипы существуют, потому что они соответствуют правде. Я бы охарактеризовал Россию как место, где ведение бизнеса является, с одной стороны, делом высоко-рискованным, а с другой, здесь и отдача от бизнеса может быть очень серьезной. Многое меняется в лучшую сторону. Совершенствуется законодательство, повышается уровень соблюдения законов, снижается коррупция, растут возможности для компаний успешно вести бизнес. Все эти изменения идут в правильном направлении. И слова, сказанные вашим избранным президентом Дмитрием Медведевым, вселяют большие надежды. Но все-таки вести бизнес в России — это не то же самое, что в Германии или в Америке. Кое-что еще надо исправить.

— Согласны ли Вы с некоторыми утверждениями в западных СМИ о том, что Кремль якобы оказывает давление на иностранные компании, работающие на российском рынке, пытается вытеснить их всеми способами, особенно из энергетического сектора?

— Российское правительство заявило, что существуют определенные стратегические, наиболее важные секторы, в которых оно оставляет за собой право определять вкладываемые инвестиции и все, что там происходит. Нефтегазовый сектор является одним из них. То есть государство само заявляет, что оно намерено вмешиваться в эти секторы. На мой взгляд, было бы лучше, если бы оно не вмешивалось, потому что тогда рынок работал бы более эффективно. Но Россия — суверенное государство, вы можете делать все, что хотите, у вас есть своя политика. До тех пор, пока политическая линия обозначается четко и открыто и проводится должным образом, все в порядке. Пока мы знаем, что исполнение законов обеспечивается справедливо, все хорошо. Но лично я уверен в том, что в интересах России было бы минимизировать число секторов, в которых сильно политическое влияние.

— Как бы Вы прокомментировали недавний скандал вокруг TNK-BP? Каковы, на Ваш взгляд, его реальные причины?

— Я думаю, что разбираться с российскими властями — это дело сугубо руководства TNK-BP. Я бы не хотел спекулировать на тему того, каковы были причины конфликта. Но я знаю одно точно — TNK-BP хочет работать с представителями российской власти в конструктивном русле и стремится найти решение любых существующих проблем. И я убежден, что эти решения будут найдены. Еще я знаю, что BP, крупнейшая британская компания, сохраняет свою заинтересованность в российском рынке и приверженность конструктивному поиску решения проблем.

— Ожидает ли британское деловое сообщество каких-либо изменений, каких-либо новых возможностей для двустороннего сотрудничества в связи с избранием нового российского президента Дмитрия Медведева, по сравнению с периодом президентства Владимира Путина?

— Я считаю, что г-н Путин внес неоценимый вклад в развитие российской экономики и сделал Россию более благоприятным местом для бизнеса. Я высоко оцениваю все, что было сделано за 8 лет правления Путина. Все, что сказал избранный президент Медведев, очень обнадеживает. Посмотрим, что он сделает на самом деле, но я уверен, что если он сумеет продолжить курс на развитие рыночной экономики, это будет выгодно как России, так и иностранным инвесторам.

Беседовала Нарине Празян

: