:

Режиссер Сокуров считает «Александру» фильмом о жизненной победе
Ноябрь 17 2007 14:35:24
«Александра — это победительница. Я понимаю, что вот так выглядит победа, жизненная победа. Так выглядит финал жизни, он может быть и таким — полным сил, полным надежд. Но это все равно последняя точка, последнее дыхание», — сказал режиссер.

«Александра — это победительница. Я понимаю, что вот так выглядит победа, жизненная победа. Так выглядит финал жизни, он может быть и таким — полным сил, полным надежд. Но это все равно последняя точка, последнее дыхание», — сказал режиссер.

МОСКВА, 16 ноя — РИА Новости, Ирина Саминская, Ирина Гордон. Режиссер Александр Сокуров рассказал в интервью РИА Новости, что его последний фильм «Александра», который выходит в российский прокат 22 ноября, — это картина о жизненной победе.

«Александра — это победительница. Я понимаю, что вот так выглядит победа, жизненная победа. Так выглядит финал жизни, он может быть и таким — полным сил, полным надежд. Но это все равно последняя точка, последнее дыхание», — сказал режиссер.

Сокуров признался, что громкое название картины, вызывающее ассоциации с Александром Македонским, было выбрано им с тем, чтобы расширить границы фильма: «Не знаю, насколько это получается, но я всегда хотел, чтобы название было шире и дальше самого фильма, чтобы оно было немного выше фильма, чтобы не все в один стакан наливать, и наливать, и наливать».

Картина «Александра» — это «фильм о войне, но без войны». Александра Николаевна приезжает в Чеченскую республику, в расположение российских войск, чтобы навестить внука — одного из лучших офицеров своей части.

Неслучайно, по словам Сокурова, героиней и победительницей в фильме становится пожилая женщина, ведь именно в этом возрасте, когда «страсти все уже позади, перспективы перестают скрываться неким туманом, и многое становится другим, более ясным».

Однако режиссер говорит, что в некотором смысле, это фильм и о конце жизненного пути: «Кинематографическая картина всегда имеет свои смыслы, более явные или менее. Мне уже 56 лет, думаете, я не думаю, что в этом возрасте многих на этом свете уже нет? Думаю, и эти вещи очень важны. Так что картина, в том числе и об этом».

Несмотря на то, что многие из последних фильмов Сокурова — «Молох», «Солнце», «Телец» — были посвящены власти и людям, которые владели судьбами миллионов в XX веке, он не считает «Александру» каким-то отступлением от своей творческой линии.

«Есть фильм “Одинокий голос человека”, “Отец и сын”, “Мать и сын”, дай Бог, будет “Брат и сестра”. Это страницы одной книги. Условно говоря, это героиня одинокого голоса человека, которая прошла через все, через что она прошла, и вот осталась в этой жизни, не согнувшись», — сказал Сокуров.

«Александра» стала 16 игровым фильмом Сокурова, но режиссер впервые сам взялся за написание сценария, чтобы осуществить давнюю мечту — сделать героиней великую оперную певицу Галину Вишневскую.

«В кино личностей столь большой значимости, как она, практически не бывает. И когда в кинематографе появляются такие самодостаточные люди, это счастье», — рассказал режиссер.

Сокуров признался, что «долго изучал этого человека», и работа во время съемок была непростой.

«Приходилось часто преодолевать Галину Павловну, она упорно сопротивлялась, но я намного упорнее и настойчивее. Шла постоянная борьба в смысле ее убеждения», — сказал он.

Сокуров — режиссер, стоящий в отдельном ряду российского кинематографа. Его картины — «Отец и сын», «Русский ковчег», «Солнце», «Молох» и другие — являются неизменными участниками крупнейших международных киносмотров.

Сам режиссер относится к этому более, чем сдержанно, и признается, что он сам — «свое главное разочарование в кинематографе».

«Я сам свое главное разочарование. Я занимаюсь кинематографом, но, на самом деле, не очень его люблю, потому что по сравнению с литературой он мало, что значит. И поэтому во мне идет какое-то постоянное самопреодолевание», — добавил режиссер.

Сокуров — философ, и о своем мировоззрении говорит с большим удовольствием, чем о кино.

«Я люблю работать, это часть и физиологической, и душевной природы. Я не люблю бездельничать, потому что я человек без особых корней, без происхождения, и во мне нет какой-то масштабности, — говорит режиссер, формулируя свою жизненную философию. — Живи и терпи. Будешь терпеть — будешь понимать других людей. Все эти основные истины уже давно сформулированы», — сказал режиссер.

: