:
Lenta.Ru: Пресс-конференции: Константин Макиенко, эксперт Центра анализа стратегий и технологий
Atec Август 13 2009 19:41:45
Здравствуйте, Евгений! Пока, по официальным данным, спада в продажах российского оружия нет. Объемы его поставок растут с 1999 год. >>
Здравствуйте, Евгений! Пока, по официальным данным, спада в продажах российского оружия нет. Объемы его поставок растут с 1999 года и в 2008 году достигли 8,35 миллиарда долларов по сравнению с 7,55 миллиарда долларов годом ранее. В 2009 году, как заявил недавно гендиректор госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов, объем поставок ожидается не ниже, чем в 2008. Мне неизвестна статистика по стоимости вновь полученных контрактов за 2008 год, а в 2006-2007 годах "Рособоронэкспорт" подписал новые соглашения на суммы, превышающие стоимость поставок в эти годы. Таким образом, происходило наращивание так называемого портфеля заказов, то есть задела на будущее.
Если ориентироваться на национальные статистические данные, то Россия занимает по объемам экспорта третье место после США и Великобритании, обогнав в последние годы Францию. Но при этом значительная часть британских поставок идет в США, рынок которых можно считать для Великобритании экспортным лишь с некоторой натяжкой, кроме того, значительная часть работы по совместным проектам типа истребителя Typhoon также, по всей видимости, засчитывается британцами как экспорт. С учетом этих обстоятельств можно даже в известной степени считать, что РФ занимает второе место в мире по экспорту вооружений.
Здравствуйте, уважаемый Михаил!
Алжир действительно России 15 истребителей МиГ-29 и отказался от получения остальных 19, которые должны были быть поставлены в эту страну по контракту 2006 года. Поводом для отказа от реализации контракта стали некоторые технические недостатки машин, в частности использование старых блоков бортового оборудования. Однако в реальности этот скандал имеет более сложную природу и связан с внутриполитическими алжирскими обстоятельствами и борьбой различных кланов в политической, военной и силовой элите Алжира. Важно, что, отказавшись от МиГ-29СМТ, алжирские военные, в том числе и ВВС, продолжили крупные закупки российской военной техники. Так, только в 2007 году, на который пришлась самая острая часть скандала вокруг МиГов, Алжир разместил заказов на вооружения и военную технику России на сумму более двух миллиардов долларов, что составило 18 процентов от всех полученных в течение этого года новых контрактов. Россия продолжает
в Алжир тяжелых истребителей Су-30МКИ (А) и основных боевых Т-90С, алжирцы готовятся к приемке ЗРС С-300ПМУ-2,
проекта 636.
Ваша информация о скандале с Индией по поводу якобы российских ракет "воздух-воздух" РВВ-АЕ (Вы ошибочно назвали ее Р-73), видимо, основана на докладе Счетной палаты Индии. Сам этот скандал не разгорается, а уже ликвидирован. Проблемы с РВВ-АЕ имелись несколько лет назад, к настоящему времени все они решены.
При заключении контракта на ремонт и модернизацию ТАКР "Адмирал Горшков" действительно были допущены серьезные просчеты при оценке реальной стоимости предстоящих работ. Россия и Индия ведут сейчас конструктивные переговоры о путях разрешения проблемы. В принципе индийские военные
увеличить стоимость контракта, но индийским политикам, которые в этой демократической стране контролируют расходы, признать такую необходимость нелегко. Нужно при этом понимать, что при реализации сложных в техническом и организационном отношении программ увеличение их стоимости и срыв первоначальных сроков – это, скорее, правило, чем исключение. Например, проект европейского военно-транспортного самолета А400М требует уже на сотни миллионов евро больше, чем планировалось изначально, и новых гигантских ассигнований, а сам самолет так и
, хотя планировалось, что это произойдет в 2007 году. Британцы и французы требуют от тех же индийцев повысить стоимость поставляемых Индии учебно-тренировочных самолетов Hawk и подводных лодок Scorpene.
Снижения объемов экспорта российского ВПК пока официально не зафиксировано. Но, конечно, указанные Вами проблемы – и с технологическим отставанием, и с маркетингом, и с сервисным обслуживанием - в той или иной степени существуют. Что касается "готовности делиться местом сборки", то Россия пошла на передачу лицензий другим странам по производству таких видов вооружений, как тяжелые истребители и сверхзвуковые
, что является уникальным примером в мире. США дали лицензию на сборку тяжелых истребителей только полностью зависимой от них во всех отношениях Японии, а Россия дала эти лицензии
и , которые политически никак от нее не зависят.
Под контролем государства торговля оружием находится не только в России, но и практически во всем мире. Бюрократические издержки отрицательно влияют на российских производителей, но обычно не являются главной причиной неудач. А зарубежные конкуренты часто более скованы в своих действиях бюрократическими нормами, чем российские производители.
Отвечаю, уважаемый Сергей, на Ваши вопросы также по пунктам.
1. Можно, но это не всегда оправданно, продажа оружия без контроля госпосредника легко может привести к нарушению международных обязательств России. Хотя стоимость услуг госпосредника, видимо, в ряде случаев требует коррекции. На мой взгляд, в России существовал оптимальный баланс полномочий госпосредника и отдельных предприятий ОПК, когда право на поставку своих финальных изделий имели Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" и Конструкторское бюро приборостроения (КБП). В этих компаниях к этому времени уже сложились сильные службы внешнеэкономической деятельности, и они работали достаточно эффективно. КБП, например, ежегодно заключало небольшие контракты с быстрым исполнением (в основном на поставки противотанковых ракетных комплексов) на 250 миллионов евро. С утерей этого права произошел провал, но к настоящему времени ситуация восстановлена, и "Рособоронэкспорт" заключает для КБП подобные контракты примерно на такую же сумму. Напомню также, что около двух десятков компаний имеют право на самостоятельную продажу запасных частей, проведение модернизации и обслуживание ранее поставленных финальных образцов.
2. Не знаю.
3. Нет.
Я думаю, что со стороны России никакой игры с поставкой "Горшкова" не ведется. Есть конкретные технические, организационные и финансовые трудности, которые обеими сторонами преодолеваются. Индийские военно-морские офицеры, отслеживающие ход работ, в последнее время ситуацией удовлетворены. Проблемы с "Горшковым" фон наших связей с Индией, конечно, не улучшают, но пока конкретных негативных последствий для российско-индийского военно-технического сотрудничества мы не знаем. Индия в 2007-2008 годах стала крупнейшим импортером российских вооружений, 25-30 процентов всех российских поставок в эти годы приходилось именно на Индию. Наиболее существенные риски существуют для России в секторе поставок военно-транспортных машин и специальных самолетов, созданных на базе военно-транспортных. Я имею в виду возможный выбор ВВС Индии в пользу европейских заправщиков вместо российских Ил-78МКИ, намерение закупить в США по баснословной цене C-17 Globmaster и стагнацию совместного проекта среднего военно-транспортного самолета МТА. Но все риски связаны не с ситуацией вокруг "Горшкова", а неудовлетворительным управлением бизнес-единицы "ОАК-Транспортные самолеты". На мой взгляд, поручение всех этих проектов заботам нынешнего руководителя "ОАК-ТС" надежно гарантирует их от малейшей вероятности быть реализованными.
Россия и Израиль являются на индийском рынке и кооперирующимися, и конкурирующими субъектами. Примеров кооперации, вероятно, больше, самыми впечатляющими из них являются программы Су-30МКИ и поставок Индии специальных самолетов на платформе Ил-76 – заправщиков Ил-78МКИ и самолетов ДРЛО А-50ЭИ. Для арабских и мусульманских заказчиков это значения не имеет. Так, Россия без труда заменила по требованию заказчика израильские системы на самолетах Су-30МКИ при их поставках в Малайзию (Су-30МКМ) и Алжир (Су-30МКИ (А)) на системы производства других стран, в том числе и России.
Контракт на поставку комплексов С-300 в Иран , его актуальный статус мне неизвестен. Что касается Сирии, я никогда не слышал о каких-либо контрактах с этой страной на поставку туда ЗРС С-300.
Да, в 2007 году КНР уступила Индии позицию крупнейшего получателя российских вооружений, а по стоимости вновь заключаемых контрактов, видимо, опустилась на четвертую или даже пятую позицию. Китайский ВПК в настоящее время способен удовлетворять большую часть потребностей Народно-освободительной армии Китая, и эта способность будет только нарастать. Поэтому мне представляется наиболее вероятным, что китайские закупки в России будут сокращаться. С 2005 года не было ни одного контракта на поставку в КНР авиационных (не считая вертолетов) и морских платформ. Более того, успешная реализация проектов истребителей FC-1 и J-10, других видов вооружений и военной техники открывают перспективу возвращения КНР на мировой рынок вооружений в качестве нетто-экспортера, то есть в качестве конкурента российского ОПК.
Основным инструментом наращивания конкурентоспособности России на мировом рынке вооружений является увеличение расходов на военные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и переход к серийным закупкам вооружений в интересах российской армии и флота.
Уважаемый Роман, "цифровыми" являются проекты как минимум нескольких российских (и российско-украинских) самолетов, в том числе Ан-148, Sukhoi Superjet 100, Су-35, МиГ-35 и так далее. В "цифру" переводятся чертежи некоторых ранее разработанных самолетов. В целом, российские оборонные и высокотехнологичные компании, которые имеют для этого средства, внимательно следят за современными технологиями и внедряют их в соответствии со своими финансовыми возможностями. А государство им в этом иногда немного помогает. Надеюсь, слова президента
о необходимости инновационного развития помогут состоявшимся российским высокотехнологичным предприятиям в получении необходимой государственной поддержки.
1. "Уралвагонзавод" серьезно пострадал от кризиса в части
. Железнодорожные перевозки реагируют на изменение экономической конъюнктуры немедленно, и поэтому основной заказчик гражданской продукции "УВЗ" ОАО "РЖД" вынуждено резко сократить свою инвестиционную программу. Военный сегмент (производство основных боевых танков) не пострадал, закупки этих машин российской армией, видимо, как минимум останутся не прежнем уровне. Есть обнадеживающие перспективы подписания новых больших зарубежных контрактов. Существует, может, частная, но на сегодня серьезная проблема взаимоотношений нового менеджмента "УВЗ" и старой региональной власти. В идеале задачу оптимизации работы "УВЗ" надо было бы решать параллельно с омолаживанием и оздоровлением областного руководства.
2. В случае боевых действий против США российский флот проживет примерно на 30-40 минут меньше, чем просуществуют сами США.
Су-35 в его современной конфигурации (Т-10БМ) не имеет с Су-27 (Т-10С) ничего общего, кроме аэродинамической схемы. Су-35 разрабатывается и будет производиться на качественно более высоком по сравнению с Су-27 технологическом уровне. Бортовое оборудование Су-35 отличается от бортовой радиолокационной станции и авионики Су-27 на поколение. Значительно усовершенствованы двигатели, новая машина будет нести модернизированные или совершенно новые авиационные средства поражения. Сравнивать его с F-22 Raptor действительно некорректно, и, по-моему, этим никто и не занимается. Пожалуй, наиболее близкий аналог Су-35 в США – это истребители F-18E/F Super Hornet.
Нет. Создание перспективного авиационного комплекса мне кажется сейчас несвоевременным разбазариванием дефицитных ресурсов, которые следует сосредоточить на модернизации тактической авиации: серийных закупках Су-35, Су-34, транспортно-десантных и боевых вертолетов, модернизации штурмовиков Су-25. Наращивание возможности - да, возможно за счет восстановления технического состояния и модернизации имеющегося парка Ту-95 МС и Ту-160, для чего, в частности, необходимо восстановить производство двигателей НК-32 на самарском двигателестроительном кусте.
По состоянию на сегодня мне кажется, что
не оставил о себе в оборонке ни хороших, ни плохих воспоминаний. Но многие вещи начинают смотреться иначе по прошествии некоторого времени. В свое время, например, мы крайне негативно относились к деятельности вице-премьера
, но сейчас понимаем, что многое он делал правильно, а во многих своих действиях или бездействии был связан независящими от него объективными обстоятельствами. Проблема заключается не в персоналиях, а в неэффективности государственного управления промышленностью в целом. Главными ее недостатками являются отсутствие у тех людей, которым поручено решение стратегических государственных задач в области оборонной промышленности, достаточных полномочий, ресурсов и личной ответственности за порученное предприятие. Под недостатком ответственности я имею в виду поразительно снисходительное отношение политического руководства страны в отношении виновных в возникновении ситуации с алжирскими МиГами, "Горшковым", китайскими Ил-76/78, наконец, с "Булавой". Без этих трех компонентов (ресурсов, полномочий и личной ответственности перед политическим руководством) таких эффективных руководителей ОПК, как Берия, Маленков, Ванников и Устинов в оборонной промышленности не будет.
ЦАСТ – это частный исследовательский и издательский центр, который занимается вопросами оборонной промышленности и торговли вооружениями. В последнее время в связи с
и в августе прошлого года мы стали больше заниматься собственно военными вопросами, но исторически центральная компетенция ЦАСТ - это ОПК и торговля вооружениями. Что касается западных грантов, то в 2005-2006 годах мы получали частичную компенсацию расходов на печать и web-publishing четырех номеров англоязычного журнала Moscow Defence Brief со стороны информбюро НАТО в Москве. К сожалению, наш опыт общения с грантодателями на этом и закончился. В последние три года финансирование Moscow Defence Brief ведется за счет собственных средств ЦАСТ.
Что касается наличия в составе ЦАСТ компетентных специалистов, позволю себе утверждать, что де-факто главный наш аналитик Михаил Барабанов – это человек острейшего ума, феноменальной эрудиции и непревзойденный в неправительственном сегменте по компетентности специалист. По поводу "тенденциозного исследования" наподобие вышедшего недавно доклада журнала Moscow Defence Brief могу сказать, что такого явления – доклада Moscow Defence Brief - в природе не существует. Есть блестящая статья в этом журнале автора Антона Лаврова, посвященная потерям российской авиации в ходе российско-грузинского конфликта. Ничего тенденциозного в ней нет, а есть скрупулезное тщательное исследование этого сюжета с использованием самых разнообразных открытых источников. Сборник статей по войне, в который войдут и тексты уже упомянутых мною Михаила Барабанова и Антона Лаврова, мы предполагаем издать осенью этого года. Ничего тенденциозного в этом сборнике также не будет. Напротив, одна из главных претензий самых разных людей, читавших рукопись, заключается почему-то в том, что этому холодному беспристрастному исследованию недостает политических оценок, от которых мы как раз хотели бы уйти.
: