:

Американский монстр готов поглотить Россию
Atec Октябрь 27 2007 15:45:16
Похоже, что завоевание России иностранными корпорациями уже стало системой. За последние годы страна теряет одну за другой отрасли собственной экономики: сигареты, пиво, соки. Теперь, похоже, очередь за торговлей. Гендиректор крупнейшей в мире американской торговой сети Wal-Mart Ли Скотт заявил, что компания намерена проводить активную экспансию на зарубежные рынки. Причем приоритетным направлением объявлена Россия.



Похоже, что завоевание России иностранными корпорациями уже стало системой. За последние годы страна теряет одну за другой отрасли собственной экономики: сигареты, пиво, соки. Теперь, похоже, очередь за торговлей. Гендиректор крупнейшей в мире американской торговой сети Wal-Mart Ли Скотт заявил, что компания намерена проводить активную экспансию на зарубежные рынки. Причем приоритетным направлением объявлена Россия.

Глава Wal-Mart считает, что только путем экспансии на новые рынки компания может существенно увеличить продажи, поскольку рынок в США уже исчерпал свои возможности для дальнейшего роста. В то же время международный бизнес Wal-Mart растет быстрыми темпами. Впрочем, конкретных сроков выхода на российский рынок господин Скотт не назвал.

Если сравнивать качество продукции и ассортимент, то здесь Wal-Mart похож по российские «Пятерочку» и «Копейку», однако при этом своими гигантскими размерами он напоминает Auchan. Понятно, что появление подобного монстра на российском рынке, где и без того в последнее время наблюдается активная экспансия зарубежных компаний, может легко привести к тому, что частных независимых магазинов скоро не останется вообще. А если учесть еще тот факт, что мэр Москвы готов вскоре победно завершить борьбу с вещевыми, продуктовыми и прочими рынками, то в будущем у нас вполне может появиться тотальный торговый монополист. И вот тогда уже он будет определять цену на все. А подбирать собственный ассортимент товаров Wal-Mart уж точно будет не по принципу «сделано в России».

О гигантских масштабах деятельности этой торговой сети говорит хотя бы тот факт, что компания занимает одно из первых мест в мире по объему своей выручки. И это даже среди таких монстров, как нефтедобывающие компании и крупнейшие банки. Понятно, что добиться таких результатов Wal-Mart позволили, скажем так, особые методы работы. Wal-Mart славится весьма дурной репутацией даже в самых что ни на есть цивилизованных Соединенных Штатах.

Ряд критиков утверждают, что американская сеть использует все возможные методы (включая демпинг) для вытеснения с рынка мелких торговцев, в том числе маленьких семейных магазинов. Низкий уровень цен обеспечивается в Wal-Mart благодаря сомнительному качеству продукции, беспощадной эксплуатации своих работников и крайне низкому уровню оплаты их труда. Права персонала просто игнорируются. Wal-Mart не знает, что такое профсоюз: как только в одном из его магазинов появляется профсоюзная организация, его сразу же закрывают, а тех, кто пытается защитить свои права перед компанией, увольняют.

Кстати, угроза экспансии американских торговых сетей нависла не только над Россией. Аналогичные планы Wal-Mart вынашивает и в отношении Индии. Однако там не собираются сидеть сложа руки. В начале октября в Мумбае (бывший Бомбей) около 20 тысяч человек провели акцию протеста против выхода на рынок Индии крупных торговых сетей, особенно Wal-Mart. Тамошние фермеры опасаются, что крупные сети монополизируют рынок и установят низкие цены на закупаемую продукцию, что может повредить развитию мелкого бизнеса. И основания для подобных опасений у них есть. В других странах Wal-Mart давно уже подозревают в том, что компания давит на поставщиков, «выжимая» из них меньшие закупочные цены.

Гражданам России тоже, вообще говоря, следовало бы выказать свое отношение к появлению в нашей стране подобных корпоративных монстров. Иначе уже через несколько лет то, что мы будем есть, пить и носить, будут определять за нас исключительно дяди, сидящие в американских офисах. Ведь если на рынок придет Wal-Mart, всем остальным придет конец. Средняя и мелкая торговля, скорее всего, погибнет – а с нею и мелкий бизнес.

По материалам www.km.ru

: