:

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (24)



Фурсенко заставил студентов платить
Atec October 27 2007 15:52:05
Президент России Владимир Путин подписал рожденный в недрах Минобрнауки и вызвавший резкое неприятие вузовского сообщества закон о двухуровневой системе высшего образования.



Президент России Владимир Путин подписал рожденный в недрах Минобрнауки и вызвавший резкое неприятие вузовского сообщества закон о двухуровневой системе высшего образования.

Теперь проучившийся в вузе четыре года получает степень «бакалавр» и фактически на этом заканчивает свое образование. Желающие продолжить обучение на следующей ступени – «магистр» - уже должны будут сдавать новые экзамены или проходить иной устанавливаемый вузами конкурс. Для большинства магистров обучение станет платным. Всего учиться в магистратуре будут два года и попадут туда далеко не все закончившие бакалавриат. Вдобавок теперь после бакалавриата молодого человека могут забрать в ряды вооруженных сил РФ.

Некоторые специальности, правда, получат исключение из подобной системы. Например, в медицине, военной области и некоторых других (определять их будет правительство РФ) остается степень «специалист» - пять лет обучения. Понятно, что иметь дело, например, с недоученным врачом-бакалавром не захочет ни один депутат или никто из членов его семьи.

Инициаторы законопроекта мотивируют его принятие необходимостью привести российские вузы в соответствие с европейскими стандартами - так называемой Болонской декларацией, которую подписала и Россия. Мол, это откроет для российских выпускников больше возможностей в европейских странах. Кроме того, указывается на желательность экономии бюджетных средств (магистры будут обучаться за свой счет) и необходимость теснее привязать образование к реальным нуждам экономики страны. Ведь многие из закончивших вузы, чего скрывать, не работают по своей специальности.

Фурсенко заставил студентов платить
Противники нового закона (а это большинство экспертов и вузовского сообщества) считают, что попытки «сэкономить» на высшем образовании никак не приведут к улучшению его качества. А сокращение бюджетных мест не уменьшит коррупцию в вузах. Кроме того, с таким образованием не будут востребованы высокотехнологичные специальности – инженеры, врачи-хирурги и т. п. В то же время утечка мозгов за рубеж только усилится.

В общем, наряду с принятыми уже, мягко говоря, неоднозначными законами о ЕГЭ, об обязательной одиннадцатилетке и рядом других ведомство Фурсенко планомерно ведет дело к тотальному слому прежней системы образования. Похоже, что строившаяся на демократических принципах советская система будет перекроена в соответствии с нуждами «богатеньких» и бизнесменов от образования. Теперь многие услуги станут платными, а дорога к вершинам образовательной и научной карьеры будет фактически закрыта для малообеспеченных слоев населения.

Оценить принятый закон корреспондент КМ.RU попросил экспертов в области образования.

Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке (КПРФ):

- И для преподавателей, и для студентов, и для образования в целом ситуация ухудшается по многим позициям.

Во-первых, ранее действовавший закон давал каждому вузу право выбора между традиционной программой специалиста и программой двухступенчатой (бакавриат + магистратура). Новый же закон предлагает сделать бакалаврами подавляющее большинство студентов, а программу специалиста оставить только для узкого круга избранных, который определит правительство. Понятно, что сотни тысяч студентов лишатся качественного образования.

Во-вторых, предыдущий закон позволял студенту выбирать различные траектории обучения, в т. ч. после бакалавриата стать специалистом или аспирантом, а после «специалитета» – магистром. Новый закон такую возможность исключает: после бакалавриата – только в магистратуру, а если хочешь стать специалистом, начинай с начала. Еще более странно, что специалиста в магистры тоже пускать не собираются.

Все эти нелепости касаются не только государственных, но и негосударственных вузов.

В-третьих, ранее действовавший закон не ограничивал возможности студента получить качественное образование: завершил одну ступень – свободно переходи на вторую. Новый же закон требует при переходе из бакалавриата в магистратуру устроить конкурсный отбор. При этом правительственные чиновники обещают, что в магистры смогут попасть 40-50% бакалавров, ректор МГУ В.Садовничий прогнозирует, что не более трети, а пессимисты называют лишь 10-15%.

В-четвертых, министр Фурсенко собирается сохранить бюджетное финансирование магистратуры только в национальных университетах и вузах федерального значения (в общей сложности не более 200). В остальных же вузах – перевести магистратуру на платную основу. Понятно, что в этом случае преимущество получат студенты Москвы и Питера, а студенты из провинции окажутся еще раз «поражены в правах».

В целом принудительная бакалавризация нанесет вред и стране, и студентам. В России бакалавры испытывают большие проблемы с трудоустройством, а, по мнению ректора МГУ В.Садовничего, за рубежом они в лучшем случае смогут получить места лаборантов.

Юрий Крупнов, председатель общественного Движения Развития, лауреат премии Президента РФ в области образования:

- К сожалению, не решается фундаментальная проблема российского высшего профессионального образования - это проблема этого образования как механизма, инструмента развития страны и прежде всего промышленности и передовых систем деятельности. Сегодня экономика живет сама по себе, а образование – само по себе. И ничего в этом плане двухуровневая система не меняет, несмотря на заявления официальных лиц. В лучшем случае она сэкономит бюджетные средства и, пожалуй, это и есть та задача, под которую все это и подстраивается. Это происходит за счет того, что элементарно сокращаются сроки обучения. Ведь бакалавриат не только четыре года – иногда уже заявляется и про три года. А магистратура будет платной. Поэтому это просто очередная бухгалтерская инновация - без выяснения реальных проблем высшего образования, без понимания этих проблем и без решения основной проблемы – качества высшего образовния.

Взято с www.km.ru

: