:
В «Красный факел» вернулся дух театра
Ноябрь 03 2007 01:06:36
«Гоп-ля, мы живем!» — сообщил Новосибирский академический театр «Красный факел» и устроил 30 октября торжество по поводу долгожданного окончания реконструкции. Бодрый возглас, ставший девизом праздничного вечера, на самом деле — название спектакля, которым «Красный факел» открылся 75 лет тому назад.
«Гоп-ля, мы живем!» — сообщил Новосибирский академический театр «Красный факел» и устроил 30 октября торжество по поводу долгожданного окончания реконструкции. Бодрый возглас, ставший девизом праздничного вечера, на самом деле — название спектакля, которым «Красный факел» открылся 75 лет тому назад.
А зданию новосибирского театра «Красный факел» почти сто лет. Архитектор Крячков спроектировал его в 1911 году, в 1914 там разместился Коммерческий клуб и открыл свои двери для деловых встреч, балов и любительских спектаклей vip-публики образца начала XX века. Театр же обосновался здесь с 1932 года и уже несколько лет спустя изрядно исказил архитектуру здания, пристроив к бывшему Коммерческому клубу необходимые театру гримерки и подсобки. Во время той первой и единственной реконструкции деревянные перекрытия частично заменили на металлические, и «Красный факел» просуществовал так до начала XXI века, когда грянула очередная — назревшая реконструкция…
Работы продолжались долго. Зрители ждали, труппа играла на разных площадках города, ездила на гастроли и фестивали, даже получала награды. А здание, от которого остались одни лишь стены, практически возводилось заново. «Вскрытие» показало, что строение находится в куда более аварийном состоянии, чем предполагалось. Зато на кирпичных стенах обнаружились ранее невидимые следы былой красоты — например, углубления для окон, которые когдато замазали и сровняли со стенами. Но красота красотой, а деревянные перекрытия пришлось полностью менять. Фундамент укреплять. И даже крышу временно снимать.
Надо сказать, что в театре существует поверье: если снять с театрального здания крышу — улетит дух театра. И все — прощай вдохновение, прощай успех, аншлаги и творческие взлеты. Где дух может переждать разорение своих владений? Естественно, в кувшине. Поэтому в кувшин из спектакля «Лекарь поневоле» положили по вещичке из каждого театрального цеха. И даже пыль десятилетий отважно собрала с механизмов под сценой пресссекретарь театра Наталья Моисеева. Дух попросили потерпеть неудобства — как терпят их все служители театра. И пообещали, что в день открытия его торжественно выпустят на волю. Открытие обновленного театра откладывалось — на месяц… на полгода… на год. И наконец — состоялось!
Вход в театр открыли со стороны улицы Ленина, справа и слева от колонн — красиво и торжественно. Зрительских мест в зале стало больше, и расположены они теперь удобнее, чем прежде: пол в зале довольно ощутимо поднимается к амфитеатру. В остальном же архитектура здания вернулась к первоначальному проекту. Не знаю, как Коммерческому клубу, но храму искусства внутреннее убранство театра отвечает как нельзя лучше. Кремовый цвет стен, колонны, затейливая лепнина на потолке — все вокруг, полностью оправдывая назначение здания, отгораживает от будней, дышит несуетностью и ожиданием праздника…
Праздник начался с того, что на сцену пригласили самого почетного зрителя — который заплатил за «билет» 280 млн рублей — во столько обошлась реконструкция. Губернатор Виктор Толоконский сказал, что этот билет купил, конечно же, не он, а жители области все вместе, и спасибо всем, а в первую очередь — коллективу театра. Два бесприютных года — серьезное испытание верности, которое труппа выдержала с честью. Официальная половина праздника длилась недолго. Власти города и области поздравляли театр и особо — народную артистку СССР Анну Яковлевну Покидченко. Легенда сибирской сцены отмечала в эти же дни 65 лет своей службы «Красному факелу». А потом был капустник — актерское дурачество, объединенное темой строительной самодеятельности. Впрочем, один из поющих строителей был подлинным. Главным инженером проекта оказался… Владимир Аникеев, знаменитый новосибирский бард, организатор движения «Гитара по кругу». Венцом программы стал танец с кирпичами — пародийная пластическая цитата из спектакля «Только для женщин». Супермены в строительных комбинезонах с кирпичами в руках проделывали на сцене волнующие «па», зрители плакали от смеха. Закончился танец эффектно — кирпичи неожиданно… полетели в зал. Конечно, они оказались бутафорскими. Зато настоящей была радость возвращения театра — общая по обе стороны рампы.
А после того как гости разошлись, дух торжественно освободили из плена. В «Красном факеле» началась обычная жизнь. Ближайшая премьера на малой сцене театра состоится 2—3 ноября — спектакль «Распутник» по пьесе Э.-Э. Шмита с засл. арт. РФ Еленой Ждановой и засл. арт. РФ Лаврентием Сорокиным в главных ролях. На большой сцене пока идут репетиции. Спектакль «Как солдат Иван Чонкин самолет строил» в постановке главного режиссера театра нар. арт. РФ Александра Зыкова зрители увидят в начале января 2008 года.
: