:

Эксперт: Русская община в Эстонии — объект правоприменительной деятельности
Февраль 28 2008 20:12:18
На данный момент русская община в Эстонии перестала быть субъектом политики, превратившись в объект правоприменительной деятельности, заявил 28 февраля в своем выступлении в ходе круглого стола на тему «Русская современная идентичность в России и за рубежом» председатель Русского института Эстонии, сопредседатель Союза русских общин Европы Михаил Петров, передает корреспондент ИА REGNUM.

На данный момент русская община в Эстонии перестала быть субъектом политики, превратившись в объект правоприменительной деятельности, заявил 28 февраля в своем выступлении в ходе круглого стола на тему «Русская современная идентичность в России и за рубежом» председатель Русского института Эстонии, сопредседатель Союза русских общин Европы Михаил Петров, передает корреспондент ИА REGNUM.

«В прошлом году эстонский министр по народонаселению озаботился вопросом о том, как называть неэстонцев. Они перебрали кучу терминов, но того, которого бы им подходил, так и не нашли. На данный момент нас продолжают называть “русскоязычными” и “инородцами”, при этом продолжают искать для нас новое обозначение», — рассказал Петров.

По словам Петрова, русскую общину в Эстонии на данный момент отличает ряд факторов. Первое — внезапность образования: русская община образовалась в Эстонии за очень короткий срок с не вполне ясными целями. Второе — стремительность расслоения, которая проходит сразу по нескольким признакам: во-первых, гражданское расслоение — есть семьи, члены которых имеют до трех разных видов гражданского состояния и состоят из натурализованных граждан Эстонии, лиц без гражданства и граждан других государств — России, Украины или Белоруссии; во-вторых, экономическое расслоение: во время образования независимого эстонского государства русские были оттеснены от передела бывшей социалистической собственности, фактически русская экономика Эстонии вышла из подполья, из полукриминальной сферы, отметил Петров.

Следующие факторы, по словам Петрова, — неразвитость национального предпринимательства; низкий уровень структурированности: в настоящее время русские организации в Эстонии представляют собой кружки по интересам, русские партии в политическом поле Эстонии отсутствуют; отсутствие необходимой материальной базы; отсутствие собственного информационного пространства. «В Эстонии нет ни одной, собственно, русской газеты или радиостанции, все русскоязычные СМИ являются не русскими, а для русских, община не имеет возможности обсуждать сама себя в собственной прессе. Когда Россия и Эстония обсуждают наши проблемы, никто не спрашивает нас о том, что мы думаем сами», — заявил Петров.

Следующими факторами Петров назвал отсутствие единой политической цели; резкое ухудшение связи с Россией. «В Эстонии выросло поколение русских детей, которые никогда не бывали в России и ничего о ней не знают. После вступления Эстонии в ЕС власти ввели визовые ограничения на въезд в Россию для всех проживающих на территории эстонцев, включая неграждан. Ограничения введены также на приглашение родственников из России», — отметил эксперт.

По словам Петрова, русские в Эстонии подвергаются сильному гнету со стороны государства, которое выражается в следующих факторах: внедрение комплекса вины и неполноценности; гипертрофированная бюрократизация. «Траты времени, которые русские в Эстонии расходуют на общение с бюрократическими инстанциями невозместимы», — заявил Петров. Гнет государства, по его словам, выражается также в системе институциональной сегрегации. «Несмотря на все уверения эстонских властей о том, что Эстония является демократическим государством, сегрегация выражена в ней практически на всех уровнях. Это и раздельное, и дошкольное образование, и наличие двух школ — национальной эстонской и иноязычной, и разные информационные источники», — отметил Петров.

Следующими факторами, по словам эксперта, являются: правительственная программа по интеграции, как средство поддержания сегрегации; отсутствие русского представительства в парламенте и русских партий; то, что русская община является орудием в информационной войне.

Для улучшения условий русской общины в Эстонии предлагаются следующие средства: доведение эстонской русофобии до приемлемого уровня с помощью европейских структур, по мнению Петрова, преодоление эстонской русофобии в ближайшее время не возможно; преодоление национальной сегрегации. Петров считает, что необходимо ввести систему российских лицеев — «не русских и русскоязычных, а именно российских лицеев с российским образованием для российских граждан». Тогда, по словам Петрова, впоследствии можно будет ставить вопрос об их возвращении в Россию.

: