:

Lenta.Ru: Пресс-конференции: Дмитрий Губерниев
Atec Август 13 2009 19:41:45
1. Обвинять людей до того момента, как будет вынесено официальное решение с дисквалификацией, – неправильно. Ставки высоки, и люди. >>

1. Обвинять людей до того момента, как будет вынесено официальное решение с дисквалификацией, – неправильно. Ставки высоки, и люди идут на разные ухищрения. Но, к моему огромному сожалению, мы начали забывать про методики тренировок, про нагрузки... То есть, у многих спортсменов чудодейственный укол уже ассоциируется с победой. И за решение этой проблемы нужно браться всем миром – и тренерам, и журналистам, чтобы это зло искоренять, потому что допинг – несомненное зло.
Но я еще раз повторяю: что касается частного случая – решение не вынесено. Поэтому говорить, нарушители они или нет, я бы не стал. Идет расследование. Союз биатлонистов России рассматривает необходимые бумаги, там двести пятьдесят листов на английском и французском языках. Конечно, будет сделано все для того, чтобы защитить спортсменов в этой ситуации. Но в любом случае, если окажется, что спортсмен виноват, он должен понести самое суровое наказание. Вот моя позиция.
Я не считаю эти скандалы провокацией. Здесь речь идет о другом: к сожалению, во многих видах спорта наши позиции в международных федерациях настолько слабы, что от конкурентов избавляются любыми путями – в том числе, и этим. Например, уже второй год ходят слухи о некоторых спортсменах сборной команды Германии. Но эта информация не станет достоянием широкой общественности, ведь львиная доля спонсоров Международного союза биатлонистов – крупнейшие немецкие концерны, банки. Так что, в этом смысле, немецкие спортсмены защищены. Но никаких провокаций, конечно, нет.
2. К сожалению, нет. Когда я закончил заниматься греблей, то часто ходил тренироваться в качалку, знаете, для себя. А сейчас воздуха свежего так не хватает! Я люблю по лесу побегать, погулять. Обязательно хожу в баню, ныряю в бассейн с ледяной водой. Для меня это целый культ, я стал страстным банщиком последние года два. Если раз в неделю в баню не схожу, то чувствую, что не человек я. Так что... В футбол играю, плаваю... Зарядку делаю. Но чтоб специально в спорт-зал… У меня лежат два открытых абонемента в фитнес-клубы, но я там не был ни разу.
3. Нет.
Это не красит наш спорт, безусловно. Но я не понимаю многие западные страны, где у людей просто начинается истерия по поводу допинга. Говорят же: от любви до ненависти один шаг – так везде, и в спорте тоже.
Была такая легкоатлетка, олимпийская чемпионка Людмила Нарожиленко, которая, отсидев два года из-за допинга, стала заниматься бобслеем. Вышла замуж за шведа, приняла фамилию Энквист. Людмила Энквист-Нарожиленко стала призером чемпионата мира по бобслею в качестве разгоняющей. Это был первый чемпионат мира по бобслею, кажется, в 2000 году. Шведы просто носили ее на руках, она была для них богиней. К сожалению, ее поймали опять. Пожизненная дисквалификация. И она превратилась в изгоя. Все забыли, что она Энквист – стали говорить, что она русская, Нарожиленко, ее практически "сгноили" в Скандинавии.
Я считаю, что всегда нужно выбирать золотую середину. Эти люди не герои, но я не стал бы называть позором их ошибки. Сейчас ставки очень высоки: и
, и медали. Спорт – это политика. Поэтому я понимаю мотивы тех людей, которые идут на какие-то, может быть нечестные, вещи для того, чтобы одержать победу. Но! Я их понимаю, но ни в коем случае не оправдываю.
1. Лишний раз хочу сказать, что все это нас не красит. Конечно, было тяжело работать на чемпионате мира. Но тем радостнее оказалась победа нашей четверки в эстафете. Причем, интересная деталь: иногда я очень чувствую такие вещи. Я ходил и всем тренерам говорил: "Ребят, мы сегодня выиграем". На меня как на чумного смотрели: "Как выиграем?". Я говорю: "Честное слово, сегодня выиграет наша команда!". И потом, когда девчонки выиграли, люди бежали ко мне со всевозможными напитками, просто для того, чтобы угостить человека, который предсказал победу. А Владимир Аликин сказал: "Ты можешь точно так же "накаркать" завтра нашу эстафету?". Но, к сожалению, так "накаркать" я не сумел.
2. Реформы уже проходят. В руководство Союза будут введены новые люди. Кстати, в конце апреля президент Союза биатлонистов
соберет пресс-конференцию. Раньше я не был знаком с Прохоровым, сейчас мы общаемся с ним и его командой. У нас полный контакт и взаимопонимание. Они с уважением относятся к моей работе, я с уважением отношусь к их работе. Мы стараемся делать общее дело, и у нас это получается.
Что касается отдельных личностей – я считаю, что, конечно, если бы Александра Ивановича Тихонова - речь, наверное, о нем - не было, то его стоило бы выдумать. Он, конечно, много себе позволяет такого, чего, наверное, не должен позволять чиновник. Все-таки, он первый вице-президент IBU, Международного союза, и первый вице-президент Союза биатлонистов России. Но он действительно великая личность, и я к нему отношусь с колоссальным уважением. Не будем также забывать, что Александр Тихонов, между прочим, любимый спортсмен Николая Николаевича Озерова, который об этом написал в своей книге "Всю жизнь за синей птицей". Тихонов имеет право на свою трактовку событий. А то, что он это делает зачастую по-шоуменски ярко, иногда позволяет себе лишнее... ну, такой уж Тихонов. Мне очень понравилось, как сказал один из его антиподов, я не буду называть фамилию: "Ну конечно, другого такого у нас нет". Это правда. В конце-концов, Бьорндалену еще только предстоит стать официально признанным лучшим биатлонистом двадцать первого века. Может, появится еще кто-то; может, Свенсон выиграет больше, чем он; может, Грайс сейчас как возьмет, еще три золота выиграет и станет шестикратным олимпийским чемпионом, к примеру.
3. Спасибо большое! Я хочу еще отметить, что теплые слова для меня очень много значат в жизни. Значит, не зря работаем. Меня всегда учили, что по ту сторону экрана люди – тысячи людей – умнее, чем я, чем мы. То есть, я никогда не считал себя умнее, чем аудитория, для которой работаю. От некоторых коллег-журналистов я слышал выражение: "Публика - дура". Я считаю, что эти люди обречены на провал в своей работе. Публика не дура! Это люди, обладающие знаниями, умом, добротой. Хороших людей больше, чем плохих!
Для меня очень важна позитивная оценка аудитории. Я недавно был в Ханты-Мансийске и почувствовал настолько теплое отношение к себе! Такого не было никогда. Наверное, это некая квинтэссенция моей работы. Хочу сказать всем огромное спасибо! Для меня моя работа – это колоссальная ответственность и двигатель. Значит, надо еще лучше готовиться к эфиру; значит, на следующий год надо придумать что-то новенькое, узнать какие-то новые факты из жизни спортсменов...
Я такой человек, что в случае похвалы готов сворачивать горы, ну а если оценка негативная – это заставляет задуматься. Плох тот художник, который слишком остро реагирует на критику. Мне кажется, что люди достаточно терпимо относятся к моей работе. И для меня это очень важно. Я совершенно не лукавлю.
Я работал комментатором "Звездного льда" и "Евровидения", но большинство людей благодарят меня именно за биатлон. Казалось бы, "Звездный лед" - это рейтинг и так далее, но в процентном отношении девять человек благодарят за биатлон, а один – либо за "Евровидение", либо за "Звездный лед". Это очень приятно. И что интересно: очень многие люди вспоминают греблю, финиш "золотой четверки" в Афинах или финиш Максима Опалева в прошлом году в Пекине, где у меня просто был крик души. Я плакал, размазывая слезы по щекам, потому что Максим мой старинный друг. А тем, кому не нравятся мои комментарии, я хочу сказать, что все-таки постараюсь своей работой перетянуть их на свою сторону.
1. Это эмоциональный момент. Я тоже эмоционально реагировал и на Пихлера, и на Сандрин Байи, и на кого-то еще. Но этап в Ханты-Мансийске показал, что иностранцы заблуждались. Я искренне благодарен тем людям, которые были на стадионе в Хантах, потому что это было действительно интеллигентное "боление". Я не ожидал такого! Иногда наших людей все-таки заносило, были выкрики и так далее. Но сейчас люди поняли, что мы можем потерять и чемпионат мира в 2011 году в Ханты-Мансийске, этап Кубка мира. И мы сделали все возможное, чтобы иностранцы чувствовали себя хорошо: всем без исключения гостям было комфортно в Ханты-Мансийске. Всем, включая Бьорндалена, включая Пихлера. И, конечно, никто уже не вспоминал о каких-то своих высказываниях... Простим людям их эмоции, ничего страшного. Я тоже человек эмоциональный, и тоже позволял себе: "До свидания, Норвегия!" в эфире.
2. Нет, я так не считаю.
3. Михаил Дмитриевич – весьма успешный бизнесмен, и я не сомневаюсь, что биатлон будет развиваться. Мы, я смею думать, работаем в связке. Руководство канала "Спорт" в лице Василия Александровича Кикнадзе встречалось с Прохоровым. Есть и контакт, и желание работать. Мы идем навстречу друг другу.
1. Я не считаю, что
"сдал" наших спортсменов. Я думаю, что Виталий Леонтьевич понимает весь уровень ответственности и, безусловно, тоже переживает. И министерство старается сделать все возможное, чтобы подготовить команду – чистую команду – к Олимпийским играм в Ванкувере.
2. Два метра ровно.
Спасибо!
1. Уфа претендует на то, чтобы принимать этапы Кубка мира. Также, насколько я знаю, дружественные белорусы в Минске не отказываются от этих планов. Сейчас соревнования пройдут на Камчатке. Так что регионы развиваются и хотят принимать у себя биатлон. Страна большая.
2. Я не знаю тонкостей, как именно принимают решение, потому что каждого спортсмена проверяют десятки раз – это нормальная ситуация. Такая у них работа. Это труд и это правила игры, которые мы, безусловно, знаем и уважаем. К этому надо быть готовым. Спортсменам ничего другого не остается, кроме как подчиняться. Но никто и никак не может повлиять на эти решения о проверках, потому что WADA – самостоятельная структура. Лидеров проверяют всегда. После того как поймали трех человек из сборной России, Ольгу Зайцеву замучили проверками. На этапе Кубка мира в Тронхейме забирали кровь в несколько пробирок, что тоже не добавляло здоровья Ольге. Но что делать...
Я не могу комментировать работу тренерского состава Владимира Аликина. Единственное, что я могу сказать, - конечно, выступили мы ниже своих возможностей. Но потенциал у команды есть. Владимир Александрович прекрасно понимает, что нужно привлекать молодежь. И сейчас это делается. Буквально сегодня команда отправилась на всестороннее обследование в клинику в Израиль, кстати, за счет Михаила Прохорова. Важно, что там много молодежи. Я думаю, что молодые спортсмены попадут на Олимпиаду и проявят себя.
Мы сейчас не говорим о смене поколений, но есть молодые люди, которые в состоянии быть в сборной команде России, их имена известны.
Вы знаете, тут вопрос простой и сложный одновременно. Конечно, люди немножко расправили крылья. Большие деньги платят за выступления на этапах Кубка мира. Конечно, не все выдерживают этот прессинг. Но спортсмены – люди умные, поэтому они понимают, что, выиграв Олимпийские игры, можно разом решить все свои проблемы. Кубок мира – престижное соревнование, хочется, конечно, каждый старт добиваться успеха, но это невозможно. Тут тоже надо подходить разумно. Вот, например, Бьорндален на пике формы пропускает соревнования, а потом выигрывает в шестой раз Кубок мира.
Уехал, потому что заболел. И вдобавок, находился не в самой лучшей форме. Сейчас проходит обследование. Я думаю, что Коля далеко не сказал своего последнего слова в биатлоне, и мы о нем еще услышим не раз. Он очень симпатичен мне как спортсмен – грамотный, думающий.
Я расскажу вам, в чем его секрет. Для него не существует ничего, кроме спорта. Он колоссально мотивирован. Нет тусовок, нет шоу-бизнеса, только спорт. И в рамках этого спорта он развивается. Очень мало людей, которых можно сравнить с Бьорндаленом. Таким, например, был выдающийся теннисист Пит Сампрас. Бьорндален велик, он абсолютный гений. Спустя годы, я буду говорить, что мне повезло: я комментировал очень многие его победные гонки.
Мне приятно, если вы так считаете! Я всегда стараюсь как-то передать атмосферу.
1. Он не астматик. Ну а потом, чего гадать? Не пойман – не вор. Поэтому давайте поймаем Бьорндалена, чтобы узнать, что он ест. Но, честно говоря, мне бы не хотелось, чтобы его поймали. Тогда это все было бы совсем скучно и грустно.
2. Это неправда. У норвежцев лыжи и биатлон – культовые виды спорта. Наука, деньги, ресурсы – все направлено на этот спорт, понимаете? Поэтому они лучшие. В Норвегии, если ты не стоишь на лыжах, ты не человек.
3. Нет, он действительно болел. Но также я точно знаю, что король Норвегии очень хотел, чтобы именно Уле-Айнар Бьорндален выиграл Кубок мира.
Хотелось бы в это верить, но это маловероятно. В случае с финнами было процессуальное нарушение при вскрытии допинг-пробы. А если у Юрьевой было такое же нарушение, то ее оправдают.
Это спорт. Я не думаю, что российский биатлон начинает сдавать позиции. Я не сомневаюсь, что Олимпиада докажет обратное. Просто сезон длинный. Нам хочется, чтобы наши в каждой гонке были первыми, но это невозможно. Это спорт: кто-то выиграл, кто-то проиграл.
1. Мне сложно ответить. Но, наверное, это можно объяснить только тем, что другие спортсмены сильнее.
2. Потому, что Ханты-Мансийск имеет лицензию на проведение таких стартов, стадион и так далее, и потому что там лучше. Если Новосибирск получит необходимый сертификат, я думаю, что и там пройдут соревнования.
Я думаю, что биатлону в России уготована длинная и счастливая жизнь. Я оптимист.
Я за то, чтобы девушки всегда выступали чуть лучше, чем мужчины. Чтобы мы всегда стремились догнать женщин, но они были чуть-чуть впереди. Я поклонник женского спорта.
1. Я думаю, выиграем больше. Игры будут тяжелейшими. Но я верю, например, что нашим биатлонистам вполне под силу выиграть три золотые медали. И мой прогноз по сборной в целом оптимистичный: медалей семь-девять мы можем выиграть. Ну а пессимистичный – пять. Никак не меньше.
2. Мне сложно сказать – я ничего не понимаю в технике, но то, что мы будем круто показывать Олимпиаду и на канале "Спорт", и на канале "Россия", - это я обещаю.
Пока не планирую. Я работаю летом: комментирую греблю академическую, греблю на байдарках и каноэ, гребной слалом, прыжки в воду, синхронное плавание, плавание. Веду программу "Неделя спорта", "Вести-спорт". Поэтому работаю, можно сказать, на полную мощность. Плюс ко всему, готовлюсь вести с Оксаной Федоровой "Славянский базар" в Витебске. Жизнь кипит.
С огромным уважением отношусь к коллегам с "Евроспорта". Я и сам в свое время там много работал. "Евроспорт" - очень симпатичный мне канал, я его очень люблю и смотрю. И считаю, что Сергей Курдюков – один из лучших комментаторов страны. Я отношусь к нему с глубоким уважением и симпатией. Конечно, я с ним знаком лично. Мы друзья, мы вместе начинали в свое время – двенадцать лет назад, еще на "Евроспорте". Серега – блестящий знаток зимних видов, велосипеда. Я думаю, что конкуренции между нами нет.
1. Общаемся.
2. Приятельские отношения существуют. Встречаемся со многими немцами, финнами, эстонцами, норвежцами. Нам делить нечего, и журналистская братия держится друг друга. Поэтому с коллегами никаких проблем не возникает.
3. На Чемпионате мира они помогали нам, делились информацией. И, конечно, они были намного сдержаннее многих спортсменов. Некоторые считают, что, наоборот, иностранцы нас ругают "и в хвост, и в гриву", что называется. Но я думаю, что, конечно, они отзываются трепетно и нежно. Насчет нежности не знаю, но трепетно точно.
Мне приходилось комментировать экстремальные игры. Это не моя специализация, но я все-таки стараюсь... Приветствуется мнение, что для того, чтобы комментировать те или иные виды спорта, нужно все-таки немножко в них разбираться. Например, в футболе я ничего не понимаю. Если что-то комментировать – нужно взяться и быть лучшим. А иначе неинтересно.
У меня нет никаких правил, связанных с суеверием. Бриться – не бриться... Я действительно очень часто не бреюсь в командировках, просто потому, что когда работаю в эфире – всегда бреюсь, а тут – можно с бородой походить. Поэтому оставим приметы людям, не уверенным в себе.
Да, конечно. Но считаю, что в последнее время ситуация выровнялась. Спортсмены понимают, что общаться надо, и у меня лично особых проблем не возникает. Если люди отказывают в интервью, я стараюсь все-таки встать на их место. Но в моей практике это случается крайне редко.
1. Катался, конечно. У меня первый взрослый разряд – и я этим горжусь.
2. Конечно, бегал.
3. Пробовал. Ни черта не получилось!
4. Вообще вопрос подготовки очень важен. Я готовлюсь к каждому репортажу. Всякое бывает, конечно: чуть лучше, чуть хуже. Зависит от наличия или отсутствия времени, пробок и так далее. Но! Если я нахожусь в Москве, то постоянно звоню тренерам, узнаю новости, говорю с ребятами, обязательно штудирую интернет, использую какие-то свои наработки, заготовки с прошлого эфира... Раньше я старался все выложить сразу, а сейчас приберегаю информацию, в течение этапа говорю. Читаю биатлонные сайты, читаю иностранные сайты.
Есть люди, которые мне помогают. Я хотел бы поблагодарить их. Например, есть такая девушка на форуме сайта
– Оля Суханова под ником "Сольвейг". Она мне очень помогла. Она поклонница Бьорндалена, знает норвежский язык и часто дает мне информацию. Я за это ей очень благодарен. Вот сейчас ко мне приедет Саша Подольский, это мой старинный приятель, мы работали вместе. Он знаток немецкого языка, тоже мне помогает тем, что присылает переведенную с немецкого языка информацию.
С английского я, естественно, в состоянии самостоятельно перевести. Жалею, что не выучил немецкий, потому что огромное количество моих ресурсов – и в плавании, и в биатлоне, и в гребле, и в лыжах, - именно на немецком языке. Немцы же не удосуживаются переводить на английский. Такие они нехорошие в этом смысле. Шутка.
Ну, и здоровье – это важно. Потому что иногда думаешь, что, вот, если бы можно было не спать, то ведь еще лучше подготовишься к репортажу!
5. Стараюсь делать так, чтобы в будущем свести их к минимуму.
6. Абсолютно. Это случилось в 1980 году, когда мне было шесть лет, и я смотрел, как Николай Зимятов становится трехкратным олимпийским чемпионом по лыжам в Лейк-Плесиде. Еще помню финиш нашей "золотой эстафетной четверки", где бежали вместе Владимир Аликин и Александр Тихонов. Тогда и проникся.
7. Безусловно, волнует. Я часто принимаю участие в открытии дворцов спорта. Хочу заметить, что сейчас ситуация улучшается. Если бы не спорт, моя жизнь могла бы получиться очень "интересной": затягивала улица, я был очень шебутной, и энергию надо было куда-то девать. Но в то время, когда все остальные тусовались по подъездам и так далее, я занимался спортом. И я считаю, что спорт меня сделал.
Я просто люблю эти виды спорта. Как болельщик люблю – не как комментатор, помимо всего прочего. Меня можно назвать комментатором-болельщиком, кстати. Я же болею.
Я фанат хард-рока и хэви-метала, в частности. Во-первых, я упоминаю не только группы семидесятых-восьмидесятых. Многие их тех, о ком я говорю, существуют и поныне, люди живут и здравствуют. И связано это только с тем, что я люблю эту музыку.
Я упоминаю рок-группы достаточно часто и буду делать это впредь. В свое время, когда я услышал Rainbow, я просто влюбился в вокал Ронни Джеймса Дио и до сих пор считаю его своим самым любимым певцом. Ну и, конечно, Black Sabbath, Deep Purple – я не оригинален.
Я все чаще думаю, что надо бы написать книгу. Мне есть, что рассказать. Дело даже не в речевых оборотах, а просто в опыте. Не думаю, что это будут мемуары. Опыт общения со спортсменами, какого-то личного восприятия всего будет небезынтересен, мне так кажется. Думаю, что когда-нибудь я на это решусь.
Я отношусь к этому с огромной симпатией, считаю, что пародия была сделана талантливо. Насколько я знаю, сейчас ребята делают вторую пародию. Причем, появилась еще одна пародийная программа. Я слышал, что есть планы спародировать, как Губерниев комментирует мультфильмы.

: