Книга только для ознакомления
. Помнится, после первого курса он как-то рассказал об этом отцу, но
рассказал очень путанно, краснея и сбиваясь. Однако Нури-абы понял.
Он внимательно посмотрел на сына и, поглаживая усы, что делал обычно,
когда был сердит и недоволен, спокойно ответил:
- Тут уж, сынок, никто вам не поможет. Джигиту, настоящему джигиту,
оскорбительного никто и никогда не скажет. Просто вы еще никто...
И, помолчав, заметил: ни место рождения - город ли, деревня ли, - ни
национальная принадлежность не дают никакого особого мандата в жизни. Только
делом утверждается человек на земле, а отсюда и отношение к нему.
Так же убежденно говорил Нури-абы о силе знаний, образования, но этого
Гияз, к сожалению, совсем не запомнил. А вот сейчас, с высоты своего
возраста, захотел вдруг понять - почему отец так страстно мечтал, чтобы сын
выучился, стал инженером. Ведь отцу, хоть он и работал не покладая рук,
тащить одному большую семью,- а тогда с ними жили еще бабушка и дедушка,-
было непросто. Ох как приходилось крутиться Нури-абы, тут не только
автомобили ремонтировать научишься, любое ремесло одолеешь. Отправляя
старшего сына, готового помощника, на целых пять лет в далекий Омск и
снаряжая его не хуже других, он брал на свои плечи новый груз забот. И думал
ли он, что, посылая сына учиться, навсегда теряет его? А может, ему этот
"поход" за знаниями представлялся чем-то вроде паломничества в Мекку, откуда
возвращаются "с особой печатью на челе", и печать эта "действительна" до
конца дней твоих? Или, как многие из его поколения, не имевшие дипломов и
систематического образования, был убежден, что только просвещение избавит
народ от продолжающих жить пороков: пьянства, невежества, корысти, лени,
карьеризма?
А может быть, та ответственность перед страной и народом, с которой он
связывал образование, привлекали отца?
Мысли Гияза незаметно потекли по иному руслу
|