[В мире] Русская православная церковь отмечает в воскресенье день памяти ветхозаветного пророка Илии, которого почитают своим небесным покровителем российские десантники.
Святой пророк Илия родился в Фесвии Галаадской (в ветхозаветные времена Галаадом называлась большая область к востоку от реки Иордан и к северу от Мертвого моря) за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем.
Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию. В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отошел от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, "молитвою небеса заключив". После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.
Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.
Через некоторое время поток высох. Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.
На третий год засухи Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один от жрецов Ваала, другой от пророка Илии для служения Истинному Богу. "На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, сказал пророк Илия, и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти".
Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.
Народ закричал: "Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!". Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.
Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. На горе Харив Господь явился святому пророку Илие, утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице. За святую жизнь и пламенную ревность по славе Божией святой Илия был взят живым на Небо.
Пророк Илия вновь появляется в Новом Завете: во время Преображения Господня, он вместе с пророком Моисеем явился на горе Фавор, чтобы беседовать с Иисусом Христом
По преданию Святой Церкви, пророк Илия явится на Земле снова. Он будет предтечею второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.
Православная Церковь свято чтит память пророка Илии. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга (память 11 июля) построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.
Традиция празднования Дня Святого пророка Илии связана с преданием о том, как в 1606 году под набатные звуки колокола московского храма Ильи Пророка началось народное восстание против Лжедмитрия I и польских интервентов, вскоре переросшее в национальноосвободительное движение, охватившее всю Россию. С XVII века празднование Ильина дня получило государственное значение. В ходе празднования царь Михаил Федорович (1596-1645) и Патриарх Филарет (ок. 1554-1633), желая показать свое особое отношение к Пророку Божию шли крестным ходом из Кремля к храму Илии Пророка в Китайгороде, останавливаясь по пути на Лобном месте, чтобы совершить молебен.
О глубине почитания праздника Илии свидетельствуют и рукописные церковные календари, в которых этот праздник называется «святое, огненное восхождение на небо пророка Илии». В день праздника совершаются крестные ходы и водоосвящение в тех местах, где находятся храмы во имя пророка.
В народе пророк Илья олицетворяется как небесный покровитель и защитник земледелия, ведающий силами природы - дождями, грозами, от которых зависит урожай хлебов и огородных культур. Считалось, что с приходом праздника Ильин день пора начинать жатву хлебов и заканчивать сенокос. На Ильин день, крестьяне пекли из новой муки хлеб, который потом вместе с бараньей или телячьей ногой несли в храм для благословения. Ильин день праздновался всегда на Руси весело и богато, так как был новый первый сжатый хлеб. Отсюда и пословицы с поговорками: "Пророк Илья в поле копны считает", "Ильяпророк - косьбе срок", "Пророк Илья лето кончает, жито зажинает", "Новая новина - на Ильин день", "Дождь в Ильин день предвещает обильный урожай ржи на следующий год", "До Ильи тучи ходят по ветру, а после Ильина дня - против ветра".
Еще в России Ильин день считали днем сердитым; в этот день особенно боялись грозы, поэтому люди не решались выходить в поле работать.
Ильин день время обновления места для стоянки пасеки (при кочевке на разнотравьях). В последний раз пчеловоды меняют место пребывания пчел для того, чтобы обеспечить наиболее полный сбор меда в запас пчелам на зиму. А щедро наполненные соты летнего медосбора выпрастывались. По этому поводу есть присловьепоговорка: "Богат, как ильинский сот".
Ильин день начало охоты, поскольку с этого дня в лесах открывались звериные, в частности волчьи, норы. И охотники с утра снаряжались в первый въезд на волков. Если на Ильин день удавалось вернуться "с полем", т.е. добыть "серого", это был признак того, что удача будет сопутствовать весь сезон.
С Ильина дня устанавливается умеренное тепло. Световой день идет на убыль, а ночь на прибавление. "Илья пророк два часа светлого времени уволок", "С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна". На Илью обыкновенно бывают "воробиные ночи", когда в течение целой ночи гремит гром, сверкает молния. После Ильина дня перестают купаться: "Илья воду остудил". Дождь в Ильин день, а также на Маккавея (14 августа) и на Воздвижение (27 сентября) к обильному урожаю на следующий год.
Святой пророк Илия является небесным покровителем российских десантных войск, чей праздник традиционно отмечается 2 августа.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
|