Книга только для ознакомления
. - Во-первых, верите ли вы кому-нибудь?
Он вяло пожал плечами.
- Нет... Но какое это имеет значение?
- А себе?
- Себе тоже, конечно, нет. - Он задумался. - О господи, как это было
ужасно! - Затем повторил: - О господи!
- Тогда зачем все это? - Подбородком я показал на размотанный провод,
кольцами легший на траву. - Вы же понимаете, что без какого-то
философского или хотя бы нравственного обоснования ваши усилия не имеют
смысла. Другое дело, будь у вас общественное положение или необыкновенный
комфорт, которые вы хотели бы защищать. Что-нибудь ощутимое, одним словом.
Но ведь этого тоже нет. Чем же вы руководствуетесь?
- Чем? Страхом.
- Страхом?
- Да. Вы считаете, что этого мало?
- Нет, это прилично. Но ведь то, что вы делаете, не избавляет вас от
страха. Нет же. Напротив, чем ближе вы к цели, тем страшнее вам делается.
Вы сами это знаете. Иначе было бы, будь вы в чем-то убеждены. Хоть даже в
чем-нибудь отрицательном. Например, в том, что усилия человека ни к чему
не ведут. Что деяния людей - научные открытия, создание произведений
искусства, подвиги любви и самоотвержения - что все это не может побороть
извечное зло эгоизма. Хотя, строго говоря, такое мнение нельзя было бы
даже считать убеждением, а лишь спекуляцией, бесплотной по существу,
поскольку для того, чтобы вообще наличествовать, она должна опираться на
то, что сама отрицает
|