Книга только для ознакомления
.
Я сделал передышку, набрал воздуха и продолжал:
- Обращаю ваше внимание на то, что мысль о бесцельности прогресса,
лелеемая столь многими современными философами и социологами, как будто
находит подтверждение в событиях последнего тридцатилетия. В самом деле:
сорок веков развития культуры, и вдруг все это упирается в яму Освенцима.
- Освенцим! Что вы знаете об Освенциме?
Я отмахнулся.
- Неважно. В яму Освенцима. На первый взгляд может показаться, что все
предшествующее было ни для чего. Но такая концепция не учитывала бы
коренного различия между добром и злом. Заметьте, что зло однолинейно и
качественно не растет, оставаясь всегда на одном и том же уровне. Рынок
рабынь, о котором вы говорили, и бесконтрольная власть - вот все его цели.
Поэтому вождь людоедского племени, избирающий очередную жертву среди своих
же трепещущих подданных, помещик-самодур с гаремом и Гитлер принципиально
не отличаются друг от друга, и того же помещика мы легко узнаем в
современном банкире, ежегодно меняющем красавиц секретарш. Между тем
совсем иначе дело обстоит с добром. Ему свойственно расти не только
количественно, но и качественно. Первобытный человек мог предложить соседу
только кусок обгорелого мяса. А что дают человечеству Леонардо да Винчи,
Бетховен, Толстой или Флеминг? Целые миры и совершенно новые возможности.
Добро усложняется, оно не однолинейно, а совершенствуется с каждым веком,
завоевывая все новые высоты и постоянно увеличивая свою сферу
|