[Культура] Абсолютным лауреатом Национальной кинематографической премии «Ника» стал фильм «Монгол» — шесть премий из шести номинаций.
За правильное будущее нашего кино можно не беспокоиться. Об этом в поздравительной речи сказал руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой: «Мы наконец-то дожили до времен, когда государство не в долгу перед кинематографистами. Прекрасно, когда фильмов снимается больше, чем существует фестивалей, академий и наград. Бригадир осветителей получает больше, чем министр; позвать Депардье сниматься в России — дешевле, чем Пореченкова или Хабенского…»
Действительно, среди номинантов нет ни одного фильма, снятого без государственного финансирования. Кстати, по традиции Роскультура выделяет обладателю «Ники» в категории «Лучший фильм» пленку на будущий проект. На размер будущего бонуса тут же со сцены намекнул продюсер Сергей Сельянов: «На пленку для “Монгола” было затрачено 200 тысяч долларов. Прошу учесть». Ну, это вряд ли, подумали коллеги в зале. Всем известно, что государственная премия на покупку пленки ограничивается 10 тысячами долларов. А состоятся ли съемки «Монгола-2», зависит, как сказал после церемонии Сельянов, не столько от государственной поддержки, сколько от результатов проката «Монгола» в США.
Это тоже своеобразный показатель — наши кинематографисты стремятся вписаться в мировое киносообщество. Если посмотреть на титры фильмов, произведенных студиями «ТРИТЭ» Никиты Михалкова и СТВ Сергея Сельянова, легко обнаружить фамилии зарубежных художников, монтажеров, композиторов. Все они получают наши кинонаграды. «Золотой орел» предпочитает итальянцев. В 2005 году был награжден Эннио Морриконе — за музыку к фильму Владимира Хотиненко «72 метра», а в нынешнем — монтажер Энцо Меникони (фильм «12»). Дважды лауреатами нынешнего года — обладателями «Золотого орла» и Ники" — стали члены съемочной группы фильма «Монгол», звукорежиссер Штефан Конкен и художник по костюмам Карин Лор из Германии. Правда, благодарственные речи оба произносили по-английски. Так что смешная миниатюра, в которой «комеди-клабовцы» Гарик Мартиросян и Гарик Харламов показали, как зарубежные коллеги, собираясь в Россию, учат в английской транскрипции стихи Пушкина, скоро может стать реальностью. Если, конечно, не возьмут верх отдельные голоса, звучавшие в кулуарах Театра Российской армии уже по окончании награждения. На банкете приходилось слышать: что происходит с нашим кинематографом, раз призы стали получать иностранцы? Своих, что ли, мало? Но тема не была поддержана. Гораздо больше занимали подсчеты и сравнения номинантов и лауреатов «Золотого орла» и «Ники». Киносообщество уже забыло о противостоянии академий и радуется обеим премиям, тем более что в списках голосующих многие фамилии повторяются. Отсюда и результаты: в этом году победители совпали аж в восьми категориях.
Суперлауреатами, получившими статуэтки и орла, и богини, по итогам киносезона-2007 стали: Мария Аронова — за роль в фильме Говорухина «Артистка»; режиссер Алексей Попогребский — за сценарий к фильму «Простые вещи»; документалист Сергей Мирошниченко — лента «Рожденные в СССР. 21 год»; композитор Эдуард Артемьев — за музыку к фильму «12»; Николай Досталь с сериалом «Завещание Ленина» и выше упомянутые иностранные специалисты. Забавная перекличка наград произошла в актерской номинации. Напомню, что обладателями «Золотого орла» стали все 12 артистов, сыгравших присяжных в фильме Михалкова, и сколько было тогда разговоров — мол, своя рука владыка… А на «Нике» приз за лучшую мужскую роль получил один из присяжных — Сергей Гармаш. И лично я не взялась бы угадывать итоги голосования «Ники», если бы были номинированы все 12 актеров…
Что касается расхождений, то для «Золотого орла» фильм «Груз 200» был слишком экстремальным. «Ника» поддержала «Груз», однако, будучи представленной в трех номинациях («Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучший актер второго плана» — Алексей Серебряков), лента Алексея Балабанова награды так и не удостоилась. «Нику» за лучшую женскую роль получила не отмеченная «Орлом» Маша Шалаева («Русалка»).
О благородстве кинематографической среды говорит тот факт, что члены «Ники», предлагая кандидатуру в номинации «Честь и достоинство», назвали имя Георгия Данелии, который в 2006 году получил почетного «Золотого орла». Объединило обе премии и имя Александра Абдулова. После посмертного «Золотого орла» в категории «Лучший актер второго плана» («Артистка») Абдулов удостоен «Ники» с формулировкой: «За выдающийся вклад в российский кинематограф». Статуэтку получала супруга артиста Юлия. Президент «Ники» Алексей Баталов передал ей и вторую — маленькую — статуэтку для годовалой дочери Жени.
Киносообщество правильно делает, воспринимая широкое наградное поле как данность и радость. Хороший пример подает и Роскультура, в равных суммах финансируя проведение церемоний. «Хотелось бы только, чтобы кино по-прежнему было миссией и высоким искусством, а не продуктом, который собирает хороший бокс-офис в первый уикенд», — сказал Михаил Швыдкой. Редакторы телеверсии на канале СТС речь чиновника не сокращали. Зато под нож попали Юлий Гусман и Максим Галкин. Видимо, слишком смелой показалась реплика Галкина, что он уже не первый год вручает «Нику» в номинации «Лучшая роль второго плана», а ведь с некоторых пор это главная номинация страны. Хитро улыбаясь, пародист спросил ведущего церемонию Гусмана: «А какой канал нас показывает?» Тот мрачно ответил: «Продолжай, сынок! Уже никакой!» От их пикировки (Гусман и Галкин тянули время, чтобы успела после спектакля добраться на церемонию актриса Мария Аронова) переполненный зал смеялся до колик. Как и от традиционного кинокапустника. Особенно удалась первая часть, где под голос Иосифа Кобзона: «Давай пожмем друг другу руки, и в дальний путь на долгие года!» — шел подбор фотографий, на которых Владимир Путин вместе с Дмитрием Медведевым общались с народом, сидели в президиумах, секретничали, улыбались друг другу и под мокрым снегом шагали по Красной площади… Капустник тоже из трансляции изъяли. Хотя сокращение невинных шуток есть страх собственной тени, и ничего более.
Не могу не сказать, как огорчил Михаил Жванецкий. Вручая «Нику» за телефильм «Ликвидация», мэтр умудрился сказать в лицо актерам Константину Лавроненко и Лике Нифонтовой, что он их не знает, а так — фильм хороший, вся Одесса смотрела… Грубым получился и комментарий Гусмана по отношению к режиссеру Ходжакули Нарлиеву и прекрасной актрисе Майе-Гозель Аймедовой (напомню лишь один их шедевр — «Дерево Джамал»). Наши коллеги еле спаслись от гнева туркменбаши, который сровнял с землей знаменитую киностудию. «Ника» слышала речи и подлиннее, чем их восточно-витиеватое поздравление лауреатам в категории «Лучший фильм стран СНГ и Балтии», но тут, казалось, еще минута — и московские коллеги засвистят. Жаль, что зал не понял такой щемящей и естественной тоски по работе…
Возвращаясь к абсолютному лауреату «Ники», думаю, что нынешний успех «Монгола» окрылит Павла Лунгина (он снимает сейчас игровой фильм об Иване Грозном с Петром Мамоновым в главной роли), Андрея Эшпая, также занятого Грозным — только в многосерийной телевизионной версии, и питерских продюсеров фильма о юности Александра Невского. Но, не отрицая важности больших исторических персон для кино, хотелось бы, чтобы кинематографисты подхватили и направление, подсказанное фильмом Никиты Михалкова «12». В нашей стране картин, снятых в жанре «судебная драма», не хватает катастрофически. А ведь сюжеты далеко искать не надо…
|