[Культура] 1 мая в российский прокат выйдет фильм «Александр. Невская битва».
Действие происходит в 1238-40 годах. Закончились детство и отрочество княжича Александра Ярославовича, и началось его самостоятельное правление в Великом Новгороде. Именно в это время 19-летний Александр женится на полоцкой княжне Александре Брячиславовне и побеждает в своем первом сражении, которое провел не только как ратник, но и как полководец. Главного героя сыграл молодой актер Антон Пампушный, который, по мнению сопродюсера картины Рустама Ибрагимбекова, просто обречен проснуться знаменитым наутро после премьеры. С режиссером фильма Игорем Каленовым встретилась кинообозреватель «Известий» Вита Рамм.
вопрос: Вашу работу будут сравнивать с фильмом Сергея Эйзенштейна. Какие аргументы вы уже приготовили своим оппонентам?
ответ: Я понимаю, что сравнений с гениальной картиной классика нам не избежать. Но мы сняли другое кино. Не плакат и не эпос, а историю о мальчике, который вступает во взрослую жизнь и учится жить по правилам, которые диктует политика. Наш фильм о том, каково это — быть одному на вершине. И при всем при том, будучи политиком, будучи военным, он умудряется сохранить милосердие и сострадание.
в: Вы полагаете, этот персонаж и тема актуальны для сегодняшнего кинозрителя?
о: Жизнь Александра не раз ставила его перед сложным выбором, и история подтвердила, что его решения, как правило, были верны. Александру приходилось выбирать между плохим и худшим. Уверен, что наше общество сегодня нуждается в исторических примерах, показывающих, что во имя решения глобальных задач приходится идти на компромиссы. Александр был сильным, умным, хитрым. Он добился того, что русское государство не было уничтожено татарами. В данном случае слово «хитрый», считаю, не должно носить негативного оттенка. Это чрезвычайно полезное качество для политика.
в: Исторический фильм — дорогое удовольствие?
о: Деньги дают под те фильмы, которые с большей вероятностью способны вернуть вложенные в них средства. Историческое кино способно. Причем проще найти десять миллионов долларов, чем один. Если ты говоришь, что мне нужен только миллион, но на фильм о Маше и Ване, которые поехали в деревню поднимать фермерское хозяйство, — вряд ли кто-то поведется на такую историю.
в: Как вы подбирали актера на главную роль?
о: Александр для нас был не иконой, не ликом на хоругви, а именно живым человеком со страстями, с переживаниями, разумеется, с ошибками. Иногда горячий, иногда хладнокровный, иногда потрясающе простодушный. Нам был нужен молодой человек, потому что самому Александру в период, о котором мы рассказываем, только двадцать лет. Актер не должен был быть героем сериалов и ассоциироваться с хорошим или плохим сыщиком или уголовником. Кроме того, он должен иметь славянскую внешность.
в: Раз в названии фильма есть упоминание о знаменитой битве, значит, зритель увидит масштабное зрелище?
о: Задача кино — создать впечатление полной достоверности. Как если бы вы на машине времени перенеслись в 1240 год и там с помощью каких-то ноу-хау засняли на цветную пленку все происходящее. Основную часть сражающихся составили реконструкторы — ребята из исторических клубов. Они крайне тщательны и трепетны в таких вещах, как достоверность. Это блестящие профессионалы, которые великолепно умеют работать с оружием. На седьмой или восьмой день съемок я заметил, что у меня на площадке работает в несколько раз больше людей. С удивлением спрашиваю нашу администрацию: «Что случилось?» Они говорят: «Стали подъезжать реконструкторы из других городов». Люди готовы сниматься без гонорара, только за ночлег! Мне пришлось вмешаться, потому что, если в одном кадре у нас двадцать человек, то в следующем их не может стать в два раза больше. Но всем, кто приехал, мы нашли применение.
в: Насколько сюжет фильма близок к историческим событиям?
о: У нас не «фэнтези», и, что важно, мы не впадаем в великорусский пафос. Мы пытались показать, что мир средневековой Руси был невероятно разнолик и разнополярен. Мы не даем оценок. Мы воссоздаем мир, в котором в тот момент шла борьба за экономическое влияние. У нас есть шпионы, которые «мутят воду» в Новгороде при помощи местных «олигархов». У нас есть герой — «воевода Миша», который пытается с ними бороться. И есть внешний враг в лице шведов и татаро-монголов, с которыми борется сам Александр Невский.
Археологические исследования подтверждают, что в XIII веке на северо-западе Руси были чрезвычайно развиты торговые контакты, что делало эту территорию невероятно привлекательной. Конечно, я изучал исторические материалы. Сложность в том, что все версии крайне ангажированны. Западные источники описывают историю, как на небольшой отряд мирно охотящихся рыцарей напали дикие русские мужики. Согласно русским источникам того времени, несметные полчища врагов напали на Русь, и только святые Борис и Глеб помогли Александру их извести. Давайте будем реалистами: я думаю, ни то, ни другое не является полной правдой. Рыцари не охотились, а напали на наши земли, но и «полчищ несметных» не было. Это тоже исторический факт. Лавируя между этими двумя крайностями, мы попытались найти нечто среднее.
в: Исторический шпионский боевик — кино чисто мужское…
о: В фильме есть два замечательных женских образа. Света Бакулина сыграла Александру, жену князя, а Юлия Галкина — Дарью, подругу Ратмира. Женские персонажи в фильме — это любовь, нежность, страсть…
Сначала Невский, потом — Святой
Сражение, получившее название Невская битва, произошло 15 июля 1240 года в устье Ижоры — притока Невы. Там стоял лагерем шведский отряд, целью которого были, по сведениям историков, Ладога, Волхов, а затем — Новгород. Однако в ночь на 15 июля сравнительно небольшое (по разным источникам — до 1500 человек) войско новгородцев и ладожан, во главе которого встал Александр Ярославович, скрытно подошло к шведскому лагерю и атаковало противника. Несмотря на численное преимущество, шведы были разбиты. Эта победа дала Александру прозвание Невского и прославила его в глазах современников — тем более что была едва ли не единственным военным успехом русских в те годы. Но до славы Святого благоверного великого князя, небесного покровителя русского воинства, — еще путь неблизкий…
Сколько весят латы
Антону Пампушному, который играет Александра Невского, приходится носить обмундирование весом в 50 кг. Это кольчуга, ламеллярная (то есть из пластин на кожаной основе, идущих внахлест) юбка, ламеллярный же панцирь — кираса, оплечье и наручи, защищавшие руки от кисти до локтя. Все — из двухмиллиметровой стали и листового железа, выковано и собрано мастерами, которые ориентировались по фрескам и иконам на XIII век — там большин-ство святых изображены в ламеллярных доспехах византийского типа. Подобный костюм уберегает от ножа, стрелы, меча. Единственные уязвимые места — это ноги и подмышки, где идут сочленения доспехов. Поэтому под латами еще и кольчуга. В руках воин держал щит. Но от прямого удара копья спастись было трудно…
|