[Политика] МОСКВА, 12 мая — РИА Новости. Переход бывшего помощника президента РФ Игоря Шувалова в правительство на должность первого вице-премьера может усилить существующие в финансово-экономическом блоке разногласия по поводу снижения ставки налога на добавленную стоимость (НДС), отмечают опрошенные РИА Новости эксперты.
Премьер-министр РФ Владимир Путин в понедельник обнародовал новый состав правительства, в котором число вице-премьеров увеличилось до семи с пяти, в том числе Шувалов и экс-премьер Виктор Зубков назначены первыми вице-премьерами. Зубков будет курировать агропромышленный комплекс, а Шувалов — макроэкономический и социальный блоки.
Битва титанов
«Шувалов является сторонником снижения НДС, а (вице-премьер Алексей) Кудрин — против снижения налога», — напомнил РИА Новости научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. По его словам, налоговая дискуссия в правительстве может разгореться с новой силой. Сам Ясин солидарен с Минфином и считает неправильным снижать НДС — налог, который обеспечивает поступления в бюджет независимо от цен на нефть. «Очевидно, что этого не стоит делать в нынешней ситуации, когда государство поставило перед собой серьезные задачи в здравоохранении, образовании и пенсионном обеспечении», — считает экономист.
Путин, выступая в Госдуме в день своего утверждения на пост премьер-министра РФ, заявил, что правительство не позднее августа определится в отношении дальнейшего снижения налогового бремени, а до конца года внесет соответствующие законодательные инициативы в Госдуму.
Спор о снижении НДС велся между Минэкономразвития, настаивающем на кардинальном снижении действующей базовой ставки в 18% до 12-13%, и Минфином, который призывает сначала оценить уровень обязательств государства (в частности, пенсионных) и посмотреть на растущую инфляцию.
Споры в новом правительстве еще будут, и коснутся они как раз основных социально-экономических тем: налоги, инфляция, бюджет, сказал РИА Новости директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его словам, поскольку предложения по снижению налогов, в частности, НДС изначально озвучивались администрацией, приход Шувалова может означать, что теперь споры будут проходить не между администрацией и правительством, а внутри правительства.
«Расстановка сил такая, что Шувалов теперь является у нас главным по социально-экономическим вопросам, и как бы неформально курирует блок Кудрина. Но, тем не менее, Кудрин — не просто вице-премьер, но и министр финансов», — отметил Николаев, имея в виду, что полномочия Кудрина достаточно велики. Главное, чтобы правительству удавалось определиться с решениями до вынесения их на обсуждение премьер-министру, добавил Николаев.
Корректировки неизбежны
Новый кабмин, не досчитался целого ряда ведомств, которые были созданы в рамках предыдущей масштабной реорганизации правительства в 2004 году. Тогда правительство было перестроено на трехуровневый лад — министерства, агентства и службы. В очередной версии кабмина трехуровневость, о неэффективности которой не раз говорили власти, в целом сохранилась, но количество ведомств «второго эшелона» существенно сократилось. Так, в частности, упразднены Росздрав и Росмедтехнологии, Росстрой, Роспром и Роскультура. С первого октября перестанут существовать Роснедвижимость, Росрегистрация и Роскартография, чьи функции перейдут в Росимущество.
Президент РФ Дмитрий Медведев поручил правительству также принять решение ликвидации Российского фонда федерального имущества (РФФИ), который на протяжении 16 лет занимался приватизацией федерального имущества. Эти функции также должны перейти Росимуществу, которое в последние годы боролось за эти полномочия.
«У нас есть план приватизации на 2008 год. И мы как выполняли, так и будем выполнять этот план», — заявил РИА Новости официальный представитель РФФИ Николай Николаев, отказавшись от дальнейших комментариев.
Между тем, эксперты не исключают, что по мере подготовки решения о ликвидации РФФИ могут появиться новые конфигурации. «Во всех странах с переходной экономикой есть такие специализированные учреждения по реализации госимущества. Нельзя сосредотачивать в одних руках правоустанавливающие и распорядительные функции», — сказал собеседник РИА Новости, пожелавший остаться неназванным.
По мнению эксперта, передача полномочий от РФФИ в Росимущество вряд ли произойдет до конца года, пока не истекут заключенные контракты между фондом и коммерческими организациями по реализации госимущества.
Он также высказал сомнение, что Росимущество сможет эффективно работать с тем объемом полномочий, который ему планируется передать (регистрация имущества, его реализация, кадастр и картография). Эксперт не исключил также, что имущественная сфера будет выведена из ведения Минэкономразвития.
«Эта сфера не имеет никакого отношения к экономике. Неэффективное управление имуществом — достаточно серьезная проблема. Это очень сложный механизм, который невозможно настроить одним, даже гениальным решением. Корректировки еще будут», — заключил собеседник агентства.
Исполнены оптимизма и в новом старом Росрыболовстве — осенью прошлого года ведомство было выведено из ведения Минсельхоза и преобразовано с повышением статуса в Госкомрыболовство (которое было в правительстве до реорганизации 2004 года). Теперь ведомство вновь вернулось в вотчину министра Алексея Гордеева.
«Это абсолютно ничего не меняет в решении стратегических задач, которые стоят перед рыболовством России, и все те планы, которые намечены, мы будем реализовывать», — сказал РИА Новости официальный представитель Росрыболовства Александр Савельев.
Правительство: перезагрузка
Предыдущая масштабная реорганизация кабинета министров 2004 года заняла почти полгода, внеся коррективы в сроки реализации планов правительства, в частности, по реформе электроэнергетики. По мнению экспертов, нынешняя перенастройка правительственной матрицы обойдется «малой кровью».
«В 2004 году ситуация с принятием решений зависла на многие месяцы. Сейчас ситуация не настолько серьезная и многомесячных провалов не будет. Могут зависнуть только те, кого реорганизация коснется непосредственно», — полагает Николаев из ФБК.
Экономист пояснил, что реорганизация занимает определенное время на выведение за штат и реализацию соответствующих реорганизационных решений. «Те изменения, которые произошли, трудно назвать системными, хотя они значительны. Дают ли они возможность для более оперативного принятия решений? Трудно сказать, потому что не до конца разрешена ситуация с агентствами», — сказал Николаев.
В то же время он отметил, что обновленное правительство станет заложником непринятых решений и ранее принятых неправильных решений. По его словам, к таковым относится непринятие в условиях растущей инфляции антиинфляционной программы, непринятие действий по развитию конкуренции на российском рынке и принятое решение по ускорению индексации тарифов на услуги естественных монополий.
«Мы довели до ситуации, когда мы будем вынуждены жить в условиях высокой инфляции не только и не столько потому, что происходит рост цен на мировых продовольственных рынках, но и потому что на занимались конкуренцией, играли в “заморозку” — “разморозку”, принимали решение по ускоренной индексации цен на услуги монополий. Мы много не сделали и теперь, какое гениальное правительство бы не пришло, нам придется жить в условиях высокой инфляции», — сказал Николаев.
По оценкам ФБК, рост потребительских цен вместо ожидаемых не выше 10%, по итогам 2008 года составит не менее 14%.
|