[Общество] Выдающаяся танцовщица второй половины XX века, вошедшая в историю балета феноменальным творческим долголетием, Майя Михайловна Плисецкая отмечает сегодня день рождения.
Ее отец, генеральный консул на Шпицбергене, руководящий работник «Арктикугля», был репрессирован и расстрелян. Мать, актриса немого кино, арестовали и отправили в Бутырскую тюрьму вместе с младшим сыном. В Москву ей удалось вернуться лишь в 1941-м году. Майю и ее другого брата забрали к себе тетя и дядя, Суламифь и Асаф Мессерер, видные танцовщики Большого театра.
«Меня отдали в балет, когда мне было 8 лет, даже немножко меньше, — рассказывает Плисецкая. — Отдали, потому что я была довольно хулиганистая, и меня хотели скорее отдать хоть куда-нибудь. Ну и отдали в балет».
Она хорошо помнит дату своего первого настоящего успеха: 21 июня 1941 года.
Ей оставалось до выпуска еще два года, но в числе лучших учащихся старших классов она принимала участие в выпускном концерте училища, проходившем на сцене филиала Большого театра. На следующий день началась Великая Отечественная война.
После окончания Московского хореографического училища в 1943 году она попала в Большой театр, который стал главным театром в жизни Плисецкой. «Первый раз свою фамилию на афише Большого театра я увидела в числе исполнительниц кордебалета в опере “Иван Сусанин”». Я обиженно обратилась к моему дяде Асафу Мессереру, он тогда был художественным руководителем балета, что, мол, я не танцую в кордебалете. На что Асаф спокойно ответил: «А теперь будешь».
В Большом театре Плисецкая встретилась с Агриппиной Яковлевной Вагановой, которую считает своей лучшей наставницей. «Для меня Ваганова — это незаживающая рана», — говорит Плисецкая, которая успела поработать с ней лишь несколько месяцев. «Она одним замечанием, одним словом ставила все на место. Многие говорят — попробуй так или так… И все мимо! А Ваганова говорила — надо так, и только тогда получалось».
В то время появился ее коронный номер «Умирающий лебедь». Если бы точно было известно, сколько раз она его исполнила, это число наверняка попало бы в книгу рекордов Гиннесса. Но установить его не представлялось бы возможным — слишком часто приходилось его бисировать. Никогда не любившая повторов, Плисецкая видоизменяла номер: выходила из разных кулис, появлялась то спиной к публике, то лицом, делала разные акценты в финальной позе. Неизменными оставались только прославившие ее на весь мир лебединые движения рук.
Вскоре Плисецкая стала первой исполнительницей партии феи Осени в «Золушке» Прокофьева, исполнила заглавную роль в балете «Раймонда» Глазунова, и в театре все поняли: появилась новая претендентка на звание прима-балерины.
Одной из главной в ее творческой биографии была партия Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Успех в этом балете Чайковского был огромным с первого выступления до последнего. В этом балете ее видели все главы иностранных государств, наносившие официальные и дружественные визиты в СССР. На ее спектаклях зрителю не надо было сверяться с либретто, чтобы понять, когда Одетта сбрасывает с себя колдовские чары, а когда снова становится птицей.
В 1960-е годы Плисецкая уже вполне официально считалась первой балериной Большого театра. У нее не было недостатка в спектаклях, но при этом росло чувство творческой неудовлетворенности. Хотелось танцевать не только классику, но и что-то новое, причем поставленное специально для нее. 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра была впервые показана «Кармен-сюита» — одна из главных ролей Майи Плисецкой в репертуаре Большого театра. В 1971 году ее муж Родион Щедрин, уже будучи автором музыки к кинофильму «Анна Каренина», в котором Майя Плисецкая блистательно дебютировала как драматическая актриса, пишет по роману Толстого балет, премьера которого состоялась на сцене Большого театра 10 июня 1972 года. Плисецкая не только исполнила роль главной героини, но и впервые попробовала себя в качестве хореографа. 27 мая 1980 года на сцене Большого театра прошла премьера балета «Чайка» Щедрина в постановке Майи Плисецкой.
В 1983 году ей предложили стать художественным руководителем балета Римской оперы. Бывая в Риме наездами, она занимала этот пост в течение полутора лет. За это время осуществила постановку «Раймонды» для открытой сцены в Термах Каракаллы, показала на сцене Римской оперы свою «Айседору», организовала возобновление «Федры».
Много работала Плисецкая и в Испании: возглавляла мадридскую балетную труппу «Театро лирико насиональ», впервые исполнила «Умирающего лебедя» под запись человеческого голоса — аккомпанемент для нее «напела» Монсерат Кабалье, — выступила в заглавной партии балета «Мария Стюарт», поставленном для нее художественным руководителем труппы фламенко Хосе Гранеро (1988). Впервые ступив на всю ступню в «Кармен-сюите», Плисецкая на сей раз танцевала и вовсе отказавшись от пуантов, в сандалиях.
4 января 1990 года Майя Плисецкая танцевала свой последний спектакль в Большом театре — «Даму с собачкой». Давние разногласия с художественным руководством балетной труппы привели к тому, что она ушла из Большого. К 1991 году основные творческие и издательские интересы Родиона Щедрина сосредоточились в Мюнхене, и вскоре они с Майей Плисецкой обосновались в этом городе. Супруги также проводят немало времени на даче в Литве, но при этом Плисецкая говорит: «Мой дом — это, прежде всего, Москва».
С Родионом Щедриным они поженились 2 октября 1958 года. На титульном листе партитуры первого же балета Щедрина — «Конька-Горбунка» — стоит посвящение: «Майе Плисецкой». Еще три титульных листа партитур Щедрина открываются посвящением ей: «Анна Каренина» — «Майе Плисецкой, неизменно»; «Чайка» — «Майе Плисецкой, всегда»; «Дама с собачкой» — «Майе Плисецкой, вечно». Щедрин не только помогал Плисецкой создавать свой театр, но и боролся вместе с ней за ее «место под солнцем». Он добился того, что она стала выезжать за рубеж. А до этого шесть лет была «невыездной» — считалась английской шпионкой.
Сейчас имя «Майя Плисецкая» приобретает все новые и новые грани. Это Международный балетный конкурс «Майя». Это литература — в этом году Плисецкая выпустила уже вторую книгу. Это звезда — малая планета, которой присвоено ее имя.
Сама балерина из своей жизни не делает тайны. Чего стоят хотя бы эти строки из мемуаров «Я, Майя Плисецкая»: «Что тебе еще интересно узнать обо мне, читатель? Что я левша и все делаю левой рукой? Что я всю жизнь страдала бессонницей? Что я всегда была конфликтна? Лезла на рожон попусту? Что во мне сочеталось два полюса — я могла быть расточительной и жадной, смелой и трусихой, королевой и скромницей? Что я почитала питательные кремы для лица и любила, густо ими намазавшись, раскладывать на кухне пасьянсы? Что была ярой футбольной болельщицей? Что любила селедку, нежно величая ее “селедой”? Что никогда не курила и не жаловала курящих, что от бокала вина у меня разболевалась голова? За прожитую жизнь я вынесла простую философию. Простую — как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Только так».
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников
|