[Экономика] Намерения властей остановить рост стоимости авиатоплива с помощью биржевых торгов вызывает сомнения
Вчера вице-премьер Сергей Иванов озаботился высокими ценами на авиационное топливо. «Сейчас стоимость авиакеросина в цене билета доходит до 70%, – констатировал он. – Выход здесь я вижу в начале торгов авиакеросином на бирже, чтобы не было такого, как сейчас, когда 3–4 компании поставляют его авиаперевозчикам». По его мнению, таким образом удастся стабилизировать цены и пошатнуть монопольные позиции поставщиков на рынке. Эксперты предупреждают: сделать это будет непросто.
Подорожание авиационной горючки уже сполна почувствовали те, кто собрался отдыхать там, куда надо лететь самолетом. «Периодически, не реже чем раз в полгода, нам сообщают, что цены на топливо будут повышены, причем узнаем мы об этом лишь за неделю до подорожания, – рассказал “НИ” вице-президент Ассоциации туроператоров России Андрей Игнатьев. – Понятно, что вслед за этим поднимается и стоимость билета. Нередко получается так, что человек, купивший тур заранее, вдруг узнает, что его отдых будет стоить дороже». По словам эксперта, повышение цены на билеты в таких случаях составляет 50–60 долларов, а иногда доходит и до 100. Дополнительные расходы ложатся, разумеется, на потребителя. Дело в том, что по правилам договора подорожание топлива относится к форс-мажорным обстоятельствам, за которые продавцы ответственности не несут.
По мнению Андрея Игнатьева, дорожающее топливо сдерживает развитие туристического бизнеса в стране. «Стоимость перелетов у нас и так выше, чем, например, в Европе, где сильно развита система дешевых билетов – так называемый low cost. Благодаря растущим доходам количество отдыхающих россиян последнее время увеличивается на 20% в год, но при более низких ценах на авиабилеты могло быть и больше», – отметил эксперт.
Заместитель директора Топливно-энергетического независимого института Сергей Ежов не считает, что подорожание авиационного топлива – результат диктата поставщиков. «Там не монополия, а скорее сложившийся рынок, где одни и те же покупатели берут топливо у определенных поставщиков, – сообщил “НИ” эксперт. – И рост цен на авиационный керосин вызван не монополизацией отрасли, а повышением мировых цен. У компаний-производителей есть выбор – продавать здесь или везти за рубеж, вот они и повышают внутренние цены вслед за мировыми. Так что это не только российская проблема, ведущие авиакомпании всего мира жалуются, что рост тарифов на билеты не успевает за ростом авиационного топлива».
Предложение продавать керосин на бирже, по словам Сергея Ежова, вызывает множество вопросов технического и экономического характера. «Традиционная фьючерсная биржа на керосин невозможна, потому что у нас нет такого количества покупателей. Значит, торги должны быть устроены как-то по-другому, – отметил эксперт. – Кроме того, такие инициативы обычно возникают снизу, а уже потом появляется какая-то регулирующая структура. Насадить же подобное сверху невозможно».
Между тем в России продолжает дорожать не только авиакеросин, но и все виды топлива. Росстат сообщил вчера, что рост цен на бензин в стране составил за последнюю неделю 1%, а с начала года – 11,3%. Дизель с января подорожал на 15,1%. По мнению Сергея Ежова, катализатором роста и в этом случае стали мировые цены на сырье. А они, заметим, по прогнозам, снижаться не будут. Глава британской нефтяной компании BP Тони Хейворд вчера заявил, что эра дешевой нефти безвозвратно «закончилась». «Дешевой нефти больше не будет, так как ее производство не растет столь быстро, чтобы удовлетворить существующий спрос», – констатировал он. А председатель правления российской газовой монополии Алексей Миллер даже уточнил во вторник, на какие цены надо ориентироваться в будущем. По его словам, «в перспективе цена за баррель нефти составит 250 долларов».
|