[Культура] «Золотого Георгия» известный режиссер польского кино получил в Москве в 2000 году за фильм «Жизнь, как смертельная болезнь, передающаяся половым путем». Картины Занусси трижды участвовали в конкурсе ММКФ.
МОСКВА, 26 июн — РИА Новости, Наталия курова. «Золотого Георгия» — главную награду Московского Международного кинофестиваля (ММКФ) известный режиссер польского кино Кшиштоф Занусси считает одной из самых важных, сказал мастер в интервью РИА Новости.
«Золотого Георгия» он получил в Москве в 2000 году за фильм «Жизнь, как смертельная болезнь, передающаяся половым путем». Картины Занусси трижды участвовали в конкурсе ММКФ.
«Значение Московского кинофестиваля для меня переводится как значение России, как страны, и Москвы, как города, — сказал Занусси. — У фестиваля были хорошие и плохие годы. В советское время, подчас, отбор картин был политическим и, в основном, награждались фильмы тех стран, которых “надо” было награждать, независимо от качества представленных картин. Но, правда, это касается не только Московского — политика заявляла о себе на всех фестивалях».
«Сегодня ММКФ вызывает огромный интерес, — считает Занусси. — И потому, что в России огромный рынок, и потому, что страна стала достаточно богатой. Так что, даже с финансовой точки зрения, Московский кинофестиваль важен».
Занусси выразил желание, чтобы ММКФ был более стабильным, чтобы не возникало сомнений в том, что он состоится на следующий год. Это, по мнению режиссера, мешает самому фестивалю, потому что отбор фильмов возможен только при стопроцентной уверенности, что мероприятие состоится.
«Я помню, что, когда я приехал в Москву в начале 90-х годов, после перемен, то радовался тому, что впервые участвую в Московском фестивале как свободный человек, по доброй воле. Я хотел приехать, считая важным в тот момент подчеркнуть, что, несмотря на то, что политическая ситуация изменилась, наши культурные связи остались прежними, и по-другому быть не может и не должно», — отметил режиссер.
На 30-й юбилейный фестиваль Занусси привез свой новый фильм «Черное солнце» по произведению итальянского автора Рокко Фамильяри. Фильм основан на документальном событии, взятом из хроники 20-летней давности. Случайным выстрелом снайперской винтовки было нарушено счастье молодоженов — убит муж, и молодая вдова живет теперь только ради мести. Этот случай послужил толчком для написания театральной пьесы, а затем по ней был сделан сценарий, ставший основой романа.
На вопрос, чем привлек этот материал режиссера, Занусси сказал: «Там было одно предложение, которое для меня стало ключевым: “простить можно только пока есть надежда, а когда умирает надежда, нет уже возможности прощения.” По словам Занусси, для него также было важно, что случай этот произошел на Сицилии, где существует сильная связь с Древней Грецией , и где еще случается живая греческая трагедия, что невозможно в другой части Европы.
“А главная мысль, которую хотел донести — она важна для всех людей — это справедливость, — сказал Занусси. — Она необходима для порядка в мире. И это не практическое решение и не закон. Справедливость — это определенный подход к миру. Я надеюсь, что эта мысль в фильме прозвучала, и люди ее поймут”.
Режиссер Занусси часто работает с иностранными актерами, в этом фильме снялись итальянские артисты. На вопрос, в чем сложность и привлекательность такой работы, он сказал: “Ну, всегда привлекает все новое, разнообразие — это всегда интересно, а сложность связана только с языком. Если ты абсолютно не владеешь языком, то попадаешь в некую зависимость и тебе приходится слушать, что тебе посоветуют и подскажут. Но то, что артисты должны играть свою национальность — это правильно, это определено природой, и это естественно. Более сложно создавать образ иностранного персонажа. Здесь начинается чистое творчество — это сложно, но интересно. В последней моей картине замечательный украинский актер Богдан Ступка играет неизвестного олигарха неизвестной страны. Он говорит с акцентом, и меня это очень увлекает”.
Как известно, Занусси заканчивал физический факультет, а затем — философский факультет, и только потом — режиссерский факультет Лодзинской киношколы, и на вопрос, как физик и философ пришел в кино, он ответил: “В фильме я могу исповедаться перед миром и перед самим собой. Эта исповедь нужна и мне, и моему зрителю. Конечно, это можно сделать и в другом творчестве — музыке, литературе, но в кино существует одна уникальная особенность — там есть реальная жизнь на экране — живое лицо”.
О своих творческих планах Кшиштоф Занусси сказала, что он только что закончил фильм “Сердце на ладони”, где снялся Ступка. А следующей его работой, возможно, будет большая историческая картина.
|