[Общество] Сегодня Стивен Спилберг отмечает свой день рождения. Спилберг — знаковая фигура американской культуры: искусство и бизнес тесно сплелись в его творчестве.
Спилберг — знаковая фигура американской культуры: искусство и бизнес так тесно сплелись в его творчестве, что невозможно сказать: художник ли он, который умеет выгодно продать свой талант, или успешный бизнесмен, который производит искусство на продажу. Спилберга можно назвать самым успешным в коммерческом смысле деятелем кино во всем мире. Сегодня Стивен Спилберг отмечает свой день рождения.
Творческое начало он унаследовал от матери-пианистки, а трудолюбие — от отца, разработчика компьютеров. Детство Спилберга, по его собственному определению, было «полунесчастным», в основном, из-за частых переездов и ссор родителей. Чтобы укрыться от семейных проблем он проводил долгие часы перед телевизором, который служил Стивену не столько окном в мир, сколько зеркалом, будившим его воображение, развивавшим его фантазию. Он был впечатлительным мальчиком, и оттого его многое пугало. «Когда разыгрывался ветер, и деревья скребли по стеклу ветвями, он бежал ко мне и прятался под подушками», — рассказывала мать Спилберга Ли Адлер.
Жена Спилберга, актриса Кэйт Кэпшоу, говорит, что ее муж до сих пор боится летать в самолетах и ездить в лифте, а также находиться в тесных закрытых помещениях.
Свою профессиональную карьеру Спилберг именно с постановок телевизионных фильмов. Заключив 7-летний контракт с телекомпанией, он создал около десятка разных телевизионных фильмов и сериалов, в том числе хорошо известный российскому зрителю фильм о лейтенанте полиции Коломбо. Именно телевидение Спилберг называл впоследствии своим «крестным отцом».
А свой первый фильм Спилберг снял, еще будучи, по существу, ребенком. Он назывался «Крушение поезда». У мальчика была игрушечная железная дорога. В конце концов ему наскучило смотреть, как поезда бегают по кругу, он взял отцовскую портативную 8-миллиметровую кинокамеру, устроил «крушение поезда» и снял его на пленку.
Он так увлекся киносъемкой, что заработал прозвище «человек-кинокамера». Спустя несколько месяцев он попробовал свои силы в съемке короткометражных фильмов с актёрами и даже попытался создать фильм ужасов, в которых вместо крови использовал вишневый сок.
Гостиная дома Спилбергов превратилась в кинотеатр для соседей и знакомых; члены семьи продавали билеты и лимонад.
«Съемка одного фильма обходилась мне в 50 долларов; из этого расчета и назначалась цена билетов, так что к концу лета у меня набралось как раз 55 долларов», — вспоминал Спилберг.
В киношколу при Университете Южной Калифорнии Спилберга не приняли, хотя к тому времени у него уже было два успешных проекта: 40-минутная картина «Побег в никуда», победившая на юношеском конкурсе любительских фильмов, и фантастический фильм «Небесные огни», демонстрировавшийся в местном кинотеатре.
Тогда Стивен поступил в технический колледж. На каникулах он снял 20-минутный фильм «Эмблин», который стал его трамплином в большое кино. В фильме, рассказывавшем о девушке и юноше, которые путешествовали автостопом к Тихому океану, вообще не было диалогов.
После просмотра картины компания Universal Pictures заключила с молодым режиссером контракт на первый эпизод нового сериала «Ночная галерея» (1969). Через два года он снял свой первый полнометражный фильм «Дуэль» (1971). Режиссёрским дебютом Спилберга на большом экране был «Шугерлэндский экспресс».
В 1981 году картиной «Искатели потерянного ковчега» Спилберг начал свою знаменитую серию об Индиане Джонсе — учителе археологии одного из американских колледжей 1930-х годов и его фантастических путешествиях в отдалённые уголки нашей планеты. Эти три «комикса» ещё более упрочили репутацию режиссёра как создателя зрелищного и кассового кино. На съёмках второй части серии об «Инди» (так окрестили американцы Индиану Джонса) режиссёр сошелся со снимавшейся в фильме Кейт Кэпшоу. Поженились они только в 1991 году. Бывшая супруга Спилберга Эми Ирвинг, с которой он развелся в 1989 году, получила 100 миллионов долларов «отступных».
Новый брак оказался счастливым и существует до сих пор. Счастливое многодетное семейство Спилбергов насчитывает 7 детей.
К середине 80-х годов Спилберг становится ведущей фигурой среди американских продюсеров. Его ленты «Челюсти» об акуле-людоеде, которая терроризирует население небольшого американского городка, фантастические «Близкие контакты третьей степени» и «Инопланетянин» стали одними из самых кассовых в истории американского кино. Чрезвычайная популярность фильмов Спилберга среди кинозрителей часто сопровождалась враждебностью к ним со стороны критиков из-за легковесности и наивности. Но Спилберга и по сей день мало волнует мнение критиков: «Я читаю рецензии на фильм примерно через год после его выхода на экран», — говорит он.
В 1980-е годы Спилберг утвердился и как продюсер. Созданная им в 1984 году кинокомпания «Эмблин» (Amblin Entertainment) открыла миру таких ныне известных режиссеров, как Джо Данте, Дж. Лэндис, Тоб Хупер, Роберт Земекис, Дж. Миллер. Продюсируемые Спилбергом проекты — их более 100 — один за другим становятся кинохитами: «Назад в будущее», «Кто подставил кролика Роджера», «Гремлины», «Люди в чёрном», «Маска Зорро» и многие другие.
В 90-е Спилберга уже называют не иначе, как «королем Голливуда». В этом звании его утвердила история о парке динозавров, восстановленных в наши дни по генетическому коду — «Парк юрского периода».
После этого Спилберг приступил к съемкам «Списка Шиндлера» по книге Томаса Кенилли о горькой судьбе евреев в годы второй мировой войны — этот фильм занимает особое место в его творчестве. «Все, что я до сих пор делал, было, по существу, подготовкой к Шиндлеру», — говорил сам Спилберг. Как еврей, он был чувствителен к страданиям своего народа, пережитым во время второй мировой войны. Он знал, что его дедушка и бабушка в свое время эмигрировали из Польши, видел у некоторых родственников татуировку на руке — номер, который им ставили в концлагере. Он помнил, что многие обиды, от которых он страдал в школе, имели причиной антисемитские настроения.
«Список Шиндлера» сделан с большим размахом. В нем занято 126 действующих лиц; 30 000 человек участвовали в массовках; фильм содержит 148 сцен, снимавшихся в 35 разных местах; длится он более трех часов. В фильме не снималась ни одна из голливудских «звезд». Большая часть кадров снята в черно-белом варианте.
«Список Шиндлера» стал обладателем 7 премий «Оскар», а сам Спилберг наконец-то получил сразу две заветнух статуэтки — за фильм и режиссуру. Следующая картина Спилберга — «Спасая рядового Райана» — принёсла создателям уже целых 5 «Оскаров».
К началу 1998 года Спилберг стал самим богатым деятелем индустрии развлечений (313 миллионов долларов, а к 2001 году — уже около 2 миллиардов). Киностудия Dreamworks SKG, совладельцем которой был Спилберг, постепенно набрала обороты, выпуская полнометражные мультфильмы («Принц Египта») и «оскароносные» картины («Красота по-американски» (1999), «Ганнибал»). В 1999 году режиссера нарекли лучшим режиссёром ХХ века, а в 2001-м году королева Елизавета произвела Спилберга в рыцари.
Имена известных людей, обладающих таким богатством и влиянием, обычно обрастают слухами; им приписывают необыкновенные выходки и пороки, подозревают в каких-то тайных пристрастиях; странно, но Спилберг, кажется, так и не сумел чем-то таким «блеснуть».
Стивен Спилберг — «трудоголик»; он может работать по 20 часов в сутки; не пьет; не курит; не употребляет наркотики; не расслабляется на рыбалке; это мужчина с душой ребенка, для которого взрослая жизнь так никогда и не стала такой же интересной, каким было для него его детство.
Спилберг фанатично любит играть в видеоигры и отдает этому занятию не меньше часа в день, играя и дома, и в офисе; говорят, что для него это и есть главный способ расслабиться и сбросить с себя умственное и физическое напряжение.
У этого миллиардера и трудоголика, есть заветная мечта: слетать в космос на «Шаттле». Непонятно только, как он себе это представляет, если его до сих пор преследуют детские страхи: то он боится попасть в шторм, приехав на свою дачу в Малибу, а то опасается, что публика холодно примет очередной его фильм. Другой бич — депрессии, но они, как ни странно, идут режиссеру на пользу: «Свои лучшие фильмы я сделал, находясь в унылом расположении духа; иногда приступы тоски длятся по нескольку месяцев, но это не мешает мне работать; когда же я счастлив и доволен, то мои творческие силы дремлют!»
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников
|