[Общество] О московских автомобильных «пробках» можно складывать легенды. Ежедневно сотни машин простаивают на улицах по несколько часов. Причем, пробки стали проблемой не только в городе, но и под ним. Столичный метрополитен, некогда самый удобный и быстрый вид транспорта, уже давно перегружен. А для некоторых предприимчивых граждан толкучка и спешка в метро — прекрасная возможность извлечь выгоду.
Транспортный коллапс, ежедневный рецидив главной болезни мегаполиса – катастрофической нехватки дорог, путей и развязок. Каждый новый день для москвичей начинается и заканчивается почти одинаково, бесконечной борьбой за возможность добраться до работы и домой.
Подобную картину пассажиры московского метро могут наблюдать практически каждый день. В часы пик метрополитен напоминает переполненный улей. В часы пик, в вагоны набивается более 300 человек, это больше 10 на один квадратный метр.
«Когда утром на работу едешь, очень переполненное метро, — возмущаются пассажиры. — Бывает, штурмом берешь. Выходишь, например, на Третьяковской, а уже соседняя платформа забита народом, даже выйти некуда».
Некогда — самый быстрый и удобный вид транспорта. Темпы строительства метро в советские времена опережали темпы роста числа пассажиров. Сегодня метрополитен уже не способен справляться с нарастающим потоком.
«Это ситуация, как в коммуналке, — поясняет главный архитектор ОАО Метрогипротранс» Николай Шумаков. — Жили несколько семей, они плодились и размножались, и коммуналка переполнилась. Если ты будешь подкрашивать коридорчик, увеличивать с 90 сантиметров до метра двадцати – это не поможет. Надо расселять коммуналку. Выход, на самом деле, один, единственный. Это строить метрополитен".
Каждый день тысячи москвичей вынуждены отстаивать огромные очереди для того, чтобы просто купить билет. По 30 – 40 минут в жуткой давке и духоте. Правда, почти всегда есть альтернатива.
50 рублей за весьма сомнительное удовольствие дважды прокатиться в московском метро. Для тех же, кто не успел заранее приобрести билет, спекулянты – единственный способ в часы пик миновать огромные очереди в кассы.
В народе их называют жучками. Они всегда там, где есть очередь. Открыто торгуют билетами в метро. Без очереди и по иным ценам, иногда в трех метрах от пункта милиции.
Многие пассажиры, не задумываясь, переплачивают, лишь бы не выстаивать огромную очередь.
«Перекупщики берут за услугу 10 рублей сверх цены билета. Проще 10 рублей отдать, чтобы поехать, — поясняют пассажиры. — Кому охота стоять полчаса в очереди? И так после работы едешь усталый».
В основной своей массе это просто перекупщики, но все чаще в очередях метро появляются те, кто продает откровенно поддельные билеты. Они возникают всего на пару минут и исчезают.
«Я наблюдал сцену, когда человек воспользовался таким билетом, — рассказывает пассажир. — Подбежал контролер, сказал, что это подделка, фальшивка и человека вернули назад. Он говорит: как же так, я заплатил деньги, а почему вы не отслеживаете, чтобы не продавали такие билеты? Вот, откуда я знаю, этот билет фальшивка или нет?».
Справедливости ради, стоит отметить, что метрополитен в последние годы активно старается выйти из затяжной депрессии. Новые станции «Трубная» и «Сретенский бульвар» несколько облегчили участь пассажиров. Но это лишь часть того, что необходимо Москве.
«Для того, чтобы решить подземную, сегодняшнюю транспортную ситуацию, все равно требуется не год и не два, а десятилетия, — говорит Николай Шумаков. — Оптимистический прогноз: через 10 лет ситуация исправится абсолютно».
В планах метрополитена: до 2015 года ввести в строй еще 17 станций. Насколько к тому времени увеличится население Москвы, неизвестно.
|