[Наука] Рост благосостояния того или иного государства в немалой степени зависит от развития системы образования и качества полученных школьниками знаний — вывод ученых
Как наращивать внутренний валовый продукт (ВВП) без усиления, скажем, эксплуатации земных недр и «расширения» нефтяной трубы в применении к России, например?
Вариант ответа на этот вопрос дали американские ученые, рекомендовавшие для ускорения экономического роста более качественно преподавать в школе математику и естественные науки.
Между качеством знаний и экономическим ростом есть прямая связь, утверждают исследователи, пишет издание «Газета».
В докладе, опубликованном в последнем номере журнала Education Next, посвященном вопросам образовательной политики, обобщаются результаты тестирования школьников старших классов по математике и естественным наукам, которые регулярно, начиная с 1964 года, проводятся среди стран ОЭСР — Организации экономического сотрудничества и развития.
Задания для оценки знаний школьников разработаны в рамках специальной программы — Programme for International Student Assessment (PISA). В тестировании 2006 года (именно на его результаты ссылаются авторы доклада — профессор Стэнфордского университета Эрик Ганушек и Луджер Воссман из Мюнхенского университета) приняли участие школьники 57 стран мира.
Авторы доклада подчеркивают, что в последний раз школьники из США продемонстрировали весьма средние результаты (набрали 415-489 очков), тогда как мировыми лидерами стали школьники из Финляндии, Гонконга и Южной Кореи (от 510 до 549 очков).
Знания математики у российских школьников упали. Так, если в 90-е годы юные россияне входили в группу лидеров, набирающих больше 500 очков, то в начале наступившего века российские школьники стали входить в одну группу с американскими, набирая во время тестов от 415 до 489 очков.
В США низкий уровень знаний школьников весьма встревожил исследователей, которые доказали, что качество образования играет важнейшую роль для экономического роста страны и при падении образовательного уровня страна теряет важные конкурентные преимущества.
Доклад напоминает, что почти 20 лет назад Национальная ассоциация губернаторов призвала американских старшеклассников к 2000 году улучшить качество знаний по математике.
Если бы эта цель была выполнена и США присоединились к мировым лидерам в области знания математики, то ВВП страны на сегодняшний день был бы на 2% выше нынешнего показателя.
Эта цифра означает $300 млрд дополнительного дохода страны.
Профессор Ганушек говорит, что при сохранении подобного качества образования ВВП США к 2015 году вырос бы на 4,5%.
Еще один интересный вопрос, которым задаются авторы исследования, — что важнее для экономического роста страны — выращивание научной элиты, чьи результаты будут заведомо выше средних показателей, или воплощение в жизнь принципа «образование для всех».
Ученые считают, что оба принципа важны. В большинстве стран, где много студентов, которые в состоянии составить научную элиту будущего, уровень общего образования традиционно высок. И, наоборот, в странах, где качество общего образования низко, число студентов, которые могут двигать вперед науку, крайне мало.
Конечно, на рост ВВП влияет такое множество макроэкономических факторов, что выделить один из них в чистом виде трудно. Среди них, например, — обеспечение прав собственности и открытость экономики международной торговле. Несмотря на весьма средние результаты американской образовательной системы, США пользовались целым рядом преимуществ: более свободным рынком труда, большей степенью свободы от госрегулирования, более низкими налогами и т.д. Однако стране становится все труднее побеждать в конкуренции с другими странами, основываясь лишь на этих факторах, предупреждают исследователи.
Совершенно очевидно, что ситуацию в США автоматически примерять к России нельзя. Сегодня российскую систему образования вряд ли можно назвать двигателем экономического роста. Она не позволяет стране лучше использовать человеческий капитал.
Материал подготовлен информационной службой Point.Ru
|