[Наука] Точно датировать рисунки пока не представляется возможным. Реставраторы признают, что изображения на стене церкви действительно очень похожи на знаки Зодиака. Они затрудняются объяснить, как и зачем знаки Зодиака могли быть процарапаны на стене православного храма, построенного в середине 14 века.
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, 7 мар — РИА Новости, Андрей Летягин. Реставраторы обнаружили изображения, похожие на знаки Зодиака, в уникальном новгородском храме Успения Богоматери на Волотовом поле, возведенном в окрестностях Великого Новгорода в середине 14 века, передает корреспондент РИА Новости с места событий.
Точно датировать рисунки пока не представляется возможным. Реставраторы признают, что изображения на стене церкви действительно очень похожи на знаки Зодиака. Они затрудняются объяснить, как и зачем знаки Зодиака могли быть процарапаны на стене православного храма.
Специалисты также отмечают, что необычные рисунки могут обозначать и что-то иное. Изображения, в частности, напоминают рисованные заглавные буквы в древнеславянских книгах.
Крайне необычные «граффити» располагаются в дьяконнице храма — в помещении, расположенном справа от алтаря. На церковном столбе отчетливо видны процарапанные на штукатурке каким-то острым предметом рисунки, похожие на изображения Весов, Козерога и других знаков Зодиака.
Рисунки располагаются на высоте около метра, что дает возможность предположить, что их автором был либо молившийся на коленях взрослый, либо ребенок.
В храме Успения Богоматери на Волотовом поле к настоящему моменту сохранилось множество примечательных «граффити» как культового, так и некультового характера. Процарапывать подобные изображения на стенах соборов и церквей в Средневековье не считалось святотатством.
В основном, «граффити» в уникальном новгородском храме — это обращения к Богу с какими-либо сокровенными просьбами, а также поминальные списки, рисунки с изображениями людей, всадников и зверей. Некоторые из них представляются малопонятными современному человеку. Одну из надписей в дьяконнике церкви по современным меркам можно было бы назвать нецензурной.
При реставрации храма в 2002 году был обнаружен кирпич с уникальным «граффити» — с изображением древнего парусно-весельного корабля, трех мужских фигур и с надписью. Ранее рисунки кораблей среди «граффити» в древнерусских православных храмах не встречались.
Как отмечают эксперты, «граффити» в храме Успения Богоматери на Волотовом поле остаются недостаточно исследованными учеными. «Церковные “граффити” еще ждут своих исследователей, а ученых, к слову, прямо здесь, на стенах, ждут кандидатские и, возможно, даже докторские диссертации», — говорят реставраторы.
«Граффити» в древних новгородских храмах являются весьма распространенными. Большинство из них относятся к 12-16 векам. После 16 века количество «граффити» в Древней Руси значительно уменьшилось, что ученые связывают с распространением бумаги.
Церковь Успения Богоматери на Волотовом поле была построена под Великим Новгородом в 1352 году. Храм был практически уничтожен в годы Великой Отечественной войны, почти все средневековые фрески, написанные неизвестным автором на площади около 350 квадратных метров, обрушились и несмотря на консервацию считались утерянными. Реставрация храма началась в 2001 году по российско-германскому проекту. В 2003 году церковь Успения Богоматери была восстановлена, после этого начались работы по возрождению ее монументальной живописи. Реставраторы заново собирают фрески из 1,7 миллиона обломков различных размеров. Работы по возрождению монументальной живописи ведут специалисты мастерской «Фреска», руководит ими заслуженный работник культуры РФ, реставратор первой категории Тамара Анисимова.
|