[Общество] Похоже, что завоевание России иностранными корпорациями уже стало системой. За последние годы страна теряет одну за другой отрасли собственной экономики: сигареты, пиво, соки. Теперь, похоже, очередь за торговлей. Гендиректор крупнейшей в мире американской торговой сети Wal-Mart Ли Скотт заявил, что компания намерена проводить активную экспансию на зарубежные рынки. Причем приоритетным направлением объявлена Россия.
Глава Wal-Mart считает, что только путем экспансии на новые рынки компания может существенно увеличить продажи, поскольку рынок в США уже исчерпал свои возможности для дальнейшего роста. В то же время международный бизнес Wal-Mart растет быстрыми темпами. Впрочем, конкретных сроков выхода на российский рынок господин Скотт не назвал.
Если сравнивать качество продукции и ассортимент, то здесь Wal-Mart похож по российские «Пятерочку» и «Копейку», однако при этом своими гигантскими размерами он напоминает Auchan. Понятно, что появление подобного монстра на российском рынке, где и без того в последнее время наблюдается активная экспансия зарубежных компаний, может легко привести к тому, что частных независимых магазинов скоро не останется вообще. А если учесть еще тот факт, что мэр Москвы готов вскоре победно завершить борьбу с вещевыми, продуктовыми и прочими рынками, то в будущем у нас вполне может появиться тотальный торговый монополист. И вот тогда уже он будет определять цену на все. А подбирать собственный ассортимент товаров Wal-Mart уж точно будет не по принципу «сделано в России».
О гигантских масштабах деятельности этой торговой сети говорит хотя бы тот факт, что компания занимает одно из первых мест в мире по объему своей выручки. И это даже среди таких монстров, как нефтедобывающие компании и крупнейшие банки. Понятно, что добиться таких результатов Wal-Mart позволили, скажем так, особые методы работы. Wal-Mart славится весьма дурной репутацией даже в самых что ни на есть цивилизованных Соединенных Штатах.
Ряд критиков утверждают, что американская сеть использует все возможные методы (включая демпинг) для вытеснения с рынка мелких торговцев, в том числе маленьких семейных магазинов. Низкий уровень цен обеспечивается в Wal-Mart благодаря сомнительному качеству продукции, беспощадной эксплуатации своих работников и крайне низкому уровню оплаты их труда. Права персонала просто игнорируются. Wal-Mart не знает, что такое профсоюз: как только в одном из его магазинов появляется профсоюзная организация, его сразу же закрывают, а тех, кто пытается защитить свои права перед компанией, увольняют.
Кстати, угроза экспансии американских торговых сетей нависла не только над Россией. Аналогичные планы Wal-Mart вынашивает и в отношении Индии. Однако там не собираются сидеть сложа руки. В начале октября в Мумбае (бывший Бомбей) около 20 тысяч человек провели акцию протеста против выхода на рынок Индии крупных торговых сетей, особенно Wal-Mart. Тамошние фермеры опасаются, что крупные сети монополизируют рынок и установят низкие цены на закупаемую продукцию, что может повредить развитию мелкого бизнеса. И основания для подобных опасений у них есть. В других странах Wal-Mart давно уже подозревают в том, что компания давит на поставщиков, «выжимая» из них меньшие закупочные цены.
Гражданам России тоже, вообще говоря, следовало бы выказать свое отношение к появлению в нашей стране подобных корпоративных монстров. Иначе уже через несколько лет то, что мы будем есть, пить и носить, будут определять за нас исключительно дяди, сидящие в американских офисах. Ведь если на рынок придет Wal-Mart, всем остальным придет конец. Средняя и мелкая торговля, скорее всего, погибнет – а с нею и мелкий бизнес.
По материалам www.km.ru
|