Книга только для ознакомления
.. Но ему надо было произвести трагический эффект, а вышла
преуморительная комическая сцена, где самое смешное лицо - г. Чацкий...
Нет, не то: ему надо было еще прочесть несколько проповедей... Без этого
комедия по крайней мере кончилась бы на месте, а тут она еще тянется бог
знает для чего. Окончание известно, и мы не будем о нем говорить.
Итак, в комедии нет целого, потому что нет идеи. Нам скажут, что идея,
напротив, есть и что она - противоречие умного и глубокого человека с
обществом, среди которого он живет. Позвольте: что это за новый Анахарсис,
побывавший в Афинах и возвратившийся к скифам?.. Неужели представители
русского общества все - Фамусовы, Молчалины, Софьи, Загорецкие, Хлестовы,
Тугоуховские и им подобные? Если так, они правы, изгнавши из своей среды
Чацкого, с которым у них нет ничего общего, равно как и у него с ними.
Общество всегда правее и выше частного человека, и частная индивидуальность
только до той степени и действительность, а не призрак, до какой она
выражает собою общество. Нет, эти люди не были представителями русского
общества, а только представителями одной стороны его, следственно, были
другие круги общества, более близкие и родственные Чацкому. В таком случае
зачем же он лез к ним и не искал круга более по себе? Следовательно,
противоречие Чацкого случайное, а не действительное; не противоречие с
обществом, а противоречие с кружком общества
|