Книга только для ознакомления
. Софья лукаво
делает ему вопрос, на что он так сердит? и Чацкий начинает свирепствовать
против общества, во всем значении этого слова. Без дальних околичностей
начинает он рассказывать, что вон в той комнате встретил он французика из
Бордо, который, "надсаживая грудь, собрал вокруг себя род веча" и
рассказывал, как он снаряжался в путь в Россию, к варварам, со страхом и
слезами, и встретил ласки и привет, не слышит русского слова, не видит
русского лица, а все французские, как будто он и не выезжал из своего
отечества, Франции. Вследствие этого Чацкий начинает неистово
свирепствовать против рабского подражания русских иноземщине, советует
учиться у китайцев "премудрому незнанью иноземцев", нападает на сюртуки и
фраки, заменившие величавую одежду наших предков, на "смешные, бритые,
седые подбородки", заменившие окладистые бороды, которые упали по манию
Петра, чтобы уступить место просвещению и образованности; словом, несет
такую дичь, что все уходят, а он остается один, не замечая того, - чем и
оканчивается третий акт.
Вообще, если бы выкинуть Чацкого, этот акт, сам по себе, как дивно
созданная картина общества и характеров, был бы превосходным созданием
искусства.
Картина разъезда с бала, в четвертом акте, есть также, сама по себе,
как нечто отдельное, дивное произведение искусства
|