Книга только для ознакомления
.
Согласитесь, что все это очень просто, и разве только решительные
глупцы не в состоянии были постичь всех этих премудростей за один присест.
Так, Мольеров "Мещанин в дворянстве" в одну минуту узнал, что стихи есть
стихи, а проза есть проза, и что он, с тех пор как начал говорить, все
говорил прозою. Французы мастера и толковать и понимать; быстрота
соображения соединяется у них с необыкновенною ясностию изложения.
Недоразумений по части искусства в оное блаженное время не было, а если бы
они и возникли, стоило только раскрыть кодекс изящного - "L'art poetique" 2]
Буало и пиитику Баттё. "Лицей", или "Ликей", Лагарпа, которого наши остряки
прошлого века бессознательно, но очень впопад называли в шутку "Лакеем",
был уже приложением теории сих великих мужей к практике; образцы искусства
были утверждены и признаны в произведениях Корнеля, Расина и Мольера, с
надбавкою к ним Вольтера, Кребильйона и Дюсиса - Шекспирова парикмахера и
камердинера. Все было решено и определено: наука не могла идти далее.
Славное время, чудное время. И давно ли оно свирепствовало у нас на святой
Руси? Давно ли Сумароков слыл "российским господином Расином"? давно ли
Мерзляков - человек даровитый и умный, душа поэтическая - с важностию,
нисколько не думая шутить или мистифировать публику, разбирал неподражаемые
красоты творца дубовитого "Синава" и свирепого "Димитрия Самозванца"!
|