Книга только для ознакомления
. Искусство уже утратило свою самостоятельность, потому что
религия - сознание истины в непосредственном откровении, как высшее,
всеобщее средство знания, - подчинила себе искусство, которое поэтому
перестало уже быть высшею всеобщею формою всеобщей истины. И вот в этом-то
смысле греческое искусство только одно и есть истинное искусство, искусство
как искусство и, следовательно, высшее и совершеннейшее искусство, - и в
этом-то заключается для нас и его достоинство и его недостаток: содержание
его для нас неудовлетворительно, а возвыситься до его формы мы не можем, не
отдав форме предпочтения пред идеею.
Итак, классическое искусство есть полное и гармоническое уравновешение
идеи с формою, а романтическое - перевес идеи над формою. Под первым
разумеется искусство греков и - не по достоинству, а по общему характеру
пластицизма - поэзия римлян; под вторым - искусство средних веков, включая
сюда и некоторых новейших поэтов, как, например, Шиллера.
Из этого ясно видно, что называть классиками поэтических уродов,
каковы были: Корнель, Расин, Буало, Мольер, Кребильйон, Вольтер, Дюсис,
Аддисон, Попе, Альфиери и подобные им, или называть романтиками Шекспира,
Сервантеса, Байрона, Вальтера Скотта, Купера, Гете, Пушкина могут только
люди, воздоенные французскими идеями об искусстве и не знающие первых
начал, азов науки изящного
|