Книга только для ознакомления
. Что христианство не
отрицает государства, как необходимой формы существования человечества, -
это ясно из слов спасителя: "Воздадите кесарева кесареви, божия богови" и
из многих мест евангелия, где говорится о земных властях. Но и это еще не
главное, еще не причина, а только следствие: все дело в сущности основной
идеи; так как основная идея евангелия - идея божественной любви,
осуществившаяся страданием и кровию за чад своих; так как эта идея есть
идея всеобъемлющая, все в себе заключающая, все собою условливающая и в
самой себе носящая, как зерно растительную силу, все свои будущие моменты и
проявления, - то благодатно оплодотворенная ею почва человеческого развития
и произращала, и произращает, и никогда не перестанет произращать все цветы
и все плоды небесные. Потому-то христианская религия и дала обновленному
миру такое богатое содержание жизни, которого не изжить ему в вечность;
потому-то все, что ни есть теперь, чем ни гордится, чем ни наслаждается
современное человечество, - все это вышло из плодотворного семени вечных,
непреходящих глаголов божественной книги Нового завета. Только в ней и
можно и должно искать сокровенной причины торжества христианской Европы над
всем остальным, нехристианским миром, слабым и ничтожным в своей громадной
величине перед этою малейшею частию света. Не из христианства ли вышло все
гражданское устройство средних веков? Римляне завещали им гражданское
право, вышедшее из чисто отвлеченной мысли, и юридические формы; но
уважение к личности человека, которого сам бог нарек сыном своим, уважение
к внутреннему человеку вышло из евангелия, из идеи равенства людей перед
судом божиим, из идеи равенства права на отеческую любовь и милость божию
|