Книга только для ознакомления
. Эта эпоха была
пробуждением, восстанием духа. Чтобы сознать себя, ему надобно было
отрешиться от природы, которая есть его же собственная сторона, но которая
единством с ним (в смысле древних), так сказать, затемняла его, поглощая
собою его невидимую жизнь и прелестию форм отводя бренные очи от его
таинственной сущности. Духу надо было явиться только духом, отвлеченно от
слитного явления. И он восстал в своем страшном величии, он отвергся
природы, как врага своего, как диавола. Отсюда вышли: обеты целомудрия,
отрешение от благ земных, отшельничество; обаятельные радости древнего мира
уступили место посту, молитве, покаянию, бичеванию, - религия стала
католицизмом. Отсюда и романтический характер искусства. Живопись сделалась
орудием религии, ее служительницею; возникла музыка - искусство
романтическое по самой своей сущности, как выражение внутренней жизни
субъективного духа, и ее гармония гремела гимном богу. Поэзия воспевала
подвиги и любовь храбрых рыцарей и прекрасных дам, и ее формы улетучивались
в туманной мистике содержания. Не спрашивали: как выполнено художественное
произведение, но спрашивали: что выражает оно: содержание отделилось от
формы и стало выше ее. Это не значит, чтобы произведения романтического
искусства были аллегориями или символами: в истинных художниках общая
страсть времени к аллегориям и символам побеждалась более или менее
полнотою их художественной натуры, и идея становилась ощутительною только
через форму; но как в древнем мире красота формы, обязанная своим явлением
скрытой в ней идее, довольствовала собою дух и не производила в нем
страстного порыва проникнуть в ее сущность, так в романтическом мире идея,
поглощая собою внимание и удовлетворяя дух, делала форму вопросом
второстепенным
|