Книга только для ознакомления
.
В евангелии ничего не говорится об искусстве, но божественный спаситель
называл себя сыном царственного певца и пророка Давида, и христианству
обязано своими блистательнейшими вдохновениями искусство средних веков; ему
обязаны своим возникновением и высоким развитием и готическая архитектура -
этот образ бесконечного стремления в царство духа, и живопись с музыкою -
эти по преимуществу (особливо последняя) романтические искусства.
Христианству же обязано своим возвышенным, благородным характером и
юношеское беспокойство одухотворенного им человечества: рыцари были
защитники вдов и сирот, поборники религии, воины Христовы. Оно же
возвратило женщине права ее; из него же вышло рыцарское благоговение к
достоинству женщины, и отношения обоих полов получили такой
возвышенно-идеальный характер, ибо родшая бога была матерь и дева -
сочетание материнской любви с девственною чистотою, а брак был назван
спасителем "тайною великою"...
Итак, смирение перед богом, как отрицание своей конечной личности в
пользу вечной истины, смирение, простирающееся до энтузиастической
готовности идти, как на светлое торжество, на смерть за свое убеждение и,
несмотря ни на какую меру страдания, признавать благою и правою волю божию,
сознавая свою греховность (resignation); при необходимом неравенстве на
лестнице общественной иерархии, совершенное равенство перед крестом
распятого, в смысле христианского братства, - а отсюда любовь и уважение к
человеческой личности, великодушное мужество, жертвующее всеми своими
силами и самою жизнию за угнетенных и гонимых; идеальное обожание женщины,
как представительницы на земле любви и красоты, как светлого гения
гармонии, мира и утешения; тревожное стремление в сумрачную даль
бесконечного, ко всему таинственному и мистическому - вот романтические
элементы, из которых слагалась богатая жизнь средних веков
|