Книга только для ознакомления
. Грубость и ограниченность Бульбы принадлежит не к его
личности, но к его народу и времени. Сущность жизни всякого народа есть
великая действительность, - в Тарасе Бульбе эта сущность нашла свое
полнейшее выражение.
Совсем другой мир представляет нам ссора Ивана Ивановича с Иваном
Никифоровичем. Это мир случайностей, неразумности; это отрицание жизни,
пошлая, грязная действительность. Но каким же образом могла она сделаться
содержанием художественного произведения, и не унизил ли художник своего
таланта, сделав из него такое употребление? Резонеры, которым доступна одна
внешность, а не мысль, ответят вам утвердительно на этот вопрос. Мы думаем
напротив. Как мы уже сказали, частное явление отрицания жизни возбуждает
одно отвращение и есть призрак; но как идея, как необходимая сторона жизни,
призрачность получает характер действительности и, следовательно, может и
должна быть предметом искусства. Тут задача в том, чтобы в основании
художественного произведения лежала общая идея и чтобы изображения поэта
были не списками с частных явлений (эти списки суть призраки), но идеалы,
для того перешедшие в действительность явления, чтобы каждый из них был
выражением идеи, представителем целого ряда, бесконечного множества явлений
одной идеи, и, будучи в этом значении общим, был бы в то же время единым -
живою, замкнутою в самой себе особностию
|