Книга только для ознакомления
. Всякая частность есть
случайность, и если ее значение низко и пошло - она оскорбляет
человеческое, эстетическое чувство; но общее, хотя бы и отрицательной
стороны жизни, уже делается предметом знания и теряет свою случайность. Вот
если бы поэт в изображениях такого рода явлений вздумал оправдывать свои
субъективные убеждения и грязь жизни выдавать субъективно за поэзию жизни,
- тогда бы его изображения были отвратительны; но тогда бы он уже и
перестал быть поэтом. Они существуют для него объективно, все они вне его;
но он сам в них, потому что поэтическим ясновидением своим он провидит их
идею и, проведя их чрез свою творческую фантазию, просветляет этою идеею их
естественную грубость и грязность. Объективность, как необходимое условие
творчества, отрицает всякую моральную цель, всякое судопроизводство со
стороны поэта. Изображая отрицательные явления жизни, поэт нисколько не
думает писать сатиры, потому что сатира не принадлежит к области искусства
и никогда не может быть художественным произведением. Рисуя нравственных
уродов, поэт делает это совсем не скрепя сердце, как думают многие: нельзя
сердиться и творить в одно и то же время; досада портит желчь и отравляет
наслаждение, а минута творчества есть минута высочайшего наслаждения. Поэт
не может ненавидеть свои изображения, каковы бы они ни были; напротив,
скорее он их любит, потому что они представляются ему уже просветленными
идеею
|