Книга только для ознакомления
.
Но сущность трагического не в кровавой развязке, которая может произвести
только чувство подавляющего ужаса, смешанного с отвращением, а в идее
необходимости кровавой развязки, как акте нравственного закона, отмщающего
за свое нарушение, и вот почему, когда занавес скрывает от вас сцену,
покрытую трупами, вы уходите из театра с каким-то успокаивающим чувством, с
тихою и глубокою думою о таинстве жизни. По тому же самому вы примиряетесь
и с благородными жертвами, человечески понимая, как трудно было им пройти
безвредно между Сциллою сердечного влечения и Харибдою нравственного
закона, удовлетворить вместе и субъективным требованиям и объективным
обязанностям.
Само собою разумеется, что когда герой трагедии выходит из борьбы
победителем, то развязка может обойтись без крови, но что драма от этого не
теряет своего трагического величия. Что может быть выше, как зрелище
человека, который отрекся от того, что составляло условие, сферу, воздух,
жизнь его жизни, свет его очей, для которого навсегда потеряна надежда на
полноту блаженства и для которого остается один выход - сосредоточив в себе
бремя несчастия, нести его в благородном молчании, тихой грусти и сознании
великодушной победы?.. Равно величественное зрелище представляет собою
человек, падший жертвою своей победы: таков был бы Гамлет, который для
того, чтобы исполнить долг мщения за отца, отказался от блаженства любви,
если бы в его действиях было видно больше решительности и полноты натуры
|