Книга только для ознакомления
. Он был
христианин и православный по преданию, в самом отвлеченном смысле: редко
видал церковь божию и в правилах жизни своей руководствовался обычаем и
собственными страстями, а не религиею, - и между тем зарезал бы родного
сына за малейшее слово против религии и фанатически ненавидел басурманов.
Он любил свою родную Украйну и ничего не знал выше и прекраснее удалого
казачества, потому что чувствовал то и другое в каждой капле крови своей, и
дух того и другого нашел в нем свой настоящий сосуд, резкими, рельефными
чертами выпечатлелся на его полудикой физиономии и во всей его полудикой
личности. Народную вражду он смешал с личною ненавистию, и когда к этому
присоединился дикий фанатизм отвлеченной религиозности, то мысль о поганом
католичестве, как называл он поляков, представлялась ему в форме дымящейся
крови, предсмертных стонов и зарева пылающих городов, сел, монастырей и
костелов... Это лицо совершенно трагическое; его комизм только в
противоположности форм его индивидуальности с нашими - комизм чисто
внешний. Вы смеетесь, когда он дерется на кулачки с родным сыном и
пресерьезно советует ему тузить всякого, как он тузил своего батьку; но вы
уже и не улыбаетесь, когда видите, что он попался в плен, потянувшись за
грошовою люлькою; но вы содрогаетесь, только еще видя, что он в яростной
битве приближается к оторопевшему сыну, - сердце ваше предчувствует
трагическую катастрофу; но у вас замирает дух от ужаса, когда в вашем слухе
раздается этот комический вопрос: "Что, сынку?"; но вы болезненно
разделяете это мимолетное умиление железного характера, выразившееся в
словах Бульбы: "Чем бы не казак был? - и станом высокий, и чернобровый, и
лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою - пропал, пропал без
славы!
|