Книга только для ознакомления
. Эти две сферы
противоположны: в одной он господин самого себя, никому не отдающий отчета
в своих стремлениях и склонностях; в другой он весь в зависимости от
внешних отношений. Но так как этот объективный мир суть законы его же
собственного разума, только вне его осуществившиеся как явления; так как
этот объективный мир требует от него того же самого, чего и он требует для
себя от объективного мира, - то он и связан с ним неразрывными узами крови
и духа. Вследствие этих-то кровно-духовных уз нравственность выходит из
гармонии субъективного человека с объективным миром, и если та и другая
сторона позволяют ему предаться влечению сердца, нет столкновения, ни
борьбы, ни победы, ни падения, но есть одно светлое торжество счастия.
Когда же они расходятся, и одна влечет его в сторону, а другая в другую, -
является столкновение, и чем бы человек ни вышел из этой битвы -
побежденным или победителем, - для него нет уже полного счастия: он
застигнут судьбою. Если он увлекся влечением сердца и оскорбил нравственный
закон, из этого оскорбления вытекает, как необходимый результат, его
наказание, потому что отношения его к объективному миру тем глубже и
священнее, чем он больше человек. В собственной душе его корни
нравственного закона, и он сам свой судья и свое наказание: если бы борьба
и не разрешилась кровавою катастрофою, его блаженство уже отравлено, уже
неполно, потому что сознание его незаконности не только в людях,
показывающих на него пальцами, но в собственном его духе
|