Книга только для ознакомления
. Пришедший являлся только к кошевому, который
обыкновенно говорил: "Здравствуй. Что - во Христа веруешь?" - "Верую!" -
отвечал приходивший. "И в троицу святую веруешь?" - "Верую!" - "И в церковь
ходишь?" - "Хожу". - "А ну, перекрестись!" Пришедший крестился. "Ну хорошо,
- отвечал кошевой, - ступай же в который сам знаешь курень". Этим
оканчивалась вся церемония". Нет, тут была другая, сильнейшая связь: это
удальство, которому жизнь - копейка, голова - наживное дело; это жажда
диких натур, людей, кипящих избытком исполинских сил, - жажда наполнить
свою жизнь, тяготимую бездействием и праздностию: что лучше могло наполнить
ее, удовлетворить дикий дух человека могучего, но без идей, без
образованности, почти полудикаря, как не кровавая сеча, как не отчаянное
удальство во время войны и не бешеная гульба во время мира? Оттого-то и в
этой гульбе нет ничего оскорбляющего чувство, но так много поэтического;
оттого-то эта гульба была, как превосходно выразился поэт, широким разметом
души. Итак, вот где основа и источник казацкой жизни и Запорожной Сечи,
"того гнезда, откуда вылетали те гордые и крепкие, как львы", и вот где
основная идея поэмы Гоголя. Тарас Бульба является у него представителем
этой жизни, идеи этого народа, апотеозом этого широкого размета души.
Дурной муж, как все люди полудикой гражданственности, он любит своих
сыновей, потому что из них должны выйти важные лыцари, и он не любил бы и
презирал бы дочерей своих, если бы имел их, потому что он никак не мог
понять, что хорошего в человеке, если он не годится в лыцари
|