Книга только для ознакомления
... Разумеется, публика приняла
это за одну из тех милых шуточек, до которых так страстны иные журналы. Но
вот недавно, по случаю выхода в свет второго издания "Горя от ума", в
другом петербургском журнале (современном задним числом) объявлено, что
"Горе от ума" должно стоять подле комедий Фонвизина и что те, которые,
подобно издателю комедии Грибоедова (г. Ксенофонту Полевому), видят в ее
авторе "человека с большим дарованием", только прячутся за его имя.
Такова судьба комедии Грибоедова. Но все это доказывает только, что
"Горе от ума" есть явление необыкновенное, произведение таланта сильного,
могучего, а вместе с тем, что для нее уже настало время оценки критической,
основанной не на знакомстве с ее автором и даже не на знании обстоятельств
его жизни, а на законах изящного, всегда единых и неизменяемых.
"Горе от ума" принято было с враждою и ожесточением и литераторами и
публикою. Иначе не могло и быть: литературные знаменитости тогдашнего
времени состояли из людей прошлого века или образованных по понятиям
прошлого века. Не забудьте, что в то время сам Мерзляков, человек с большим
талантом и поэтическою душою, разбирал с кафедры неподражаемые красоты
трагедий Сумарокова и подсмеивался над Шекспиром, Шиллером и Гете, как над
представителями эстетического безвкусия, а в Обществе любителей российской
словесности читал свои трактаты о трагедии, производя ее от козла
|