Книга только для ознакомления
. "Схватит за бороду, говорит,
ах ты татарин"; которое, наконец, любит коли давать, так давать - возьми и
подносик, и головку сахара, и кулечек с винами, и не триста, - что триста!
- пятьсот, только дело сделай. Язык неподражаемо верен. Хлестаков опять не
изменяет себе - берет взаймы, о взятках слышать не хочет и если где
приходит в маленькое недоумение, там толкает его Осип и заставляет не быть
без действия. Но вот входит Марья Антоновна: она в комнате чужого молодого
человека ищет маменьки... Ее приход толкает Хлестакова, то есть заставляет
делать то, чего он не думал делать. Он франт, она "барышня": следовательно,
ему должно волочиться за нею. Что из этого выйдет - такая мысль не может
прийти в его пустую и легкую голову, которая действует под влиянием
внешнего обстоятельства, под впечатлением настоящей минуты. "Барышня"
глупа, пуста и пошла, но она уже прочла несколько романов, и у ней есть
альбом, в который Хлестаков должен написать какие-нибудь этакие новенькие
"стишки". О, ему это ничего не стоит - он много знает наизусть стихов;
например: "О ты, что в горести напрасно", и проч. И вот он на коленях перед
нею. Уйди она - он через минуту забыл бы об этой сцене, как совсем
небывалой; но входит мать и толкает его "просить руки" Марьи Антоновны. Он
уезжает в полной уверенности, что он жених и что все сделалось как должно;
но извозчик крикнул, колокольчик залился - и Хлестаков готов спросить себя:
"На чем, бишь, я остановился?"
Первые сцены пятого акта представляют нам городничего в полноте его
грубого блаженства животной натуры
|