Книга только для ознакомления
.
Русская комедия начиналась задолго еще до Фонвизина, но началась
только с Фонвизина. Его "Недоросль" и "Бригадир" наделали страшного шума
при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если
не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле, эти две
комедии суть произведения ума сильного, острого, человека даровитого; но
они мастерские сатиры на современное общество, а следовательно, не
художественные произведения, следовательно, и не комедии. Ни одна из них не
представляет собою целого, замкнутого собою мира, возникшего из творческого
зачатия, но представляет пресмешную карикатуру на глупость и невежество; в
них нет основной идеи в философическом значении этого слова, но есть
намерение, цель, и цель вне, а не внутри их заключенная. Поэтому каждая из
них разделена на две части, на смешную и серьезную, потому что действующие
лица разделены на два разряда: на дураков и умных. Дураки очень милы и
потешны, а умники - скучные резонеры. Завязка, интрига и развязка - общее
место, старая, обветшалая форма, как в комедиях Мольера. Правда, в
изображении дураков видна некоторая объективность и что-то похожее на
поэтическую обрисовку, потому что каждый из дураков глуп по-своему; но это
слабо, и индивидуальные особности глупцов больше внешние, чем внутренние,
из идеи вытекающие; а главное, из карикатурных образов этих дураков всегда
более или менее выглядывает смеющаяся фигура самого автора
|